«Эдип» (Oedipe) — опера (музыкальная трагедия) Джордже Энеску в 4 действиях (6 картинах), французское либретто Э. Флега по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».
Премьера: Париж, театр «Гранд-опера», 13 марта 1936 г., под управлением Ф. Губера (10 марта — открытая генеральная репетиция); в Румынии — Бухарест, 22 сентября 1958 г.
Единственная опера выдающегося румынского композитора, скрипача и дирижера стала главным трудом всей его жизни. Предание об Эдипе, которому судьбой было предначертано совершить двойное преступление — убить отца и стать мужем собственной матери, привлекло композитора своим драматизмом. Энеску стремился показать человека, вступающего в борьбу с неумолимой судьбой, бросающего вызов богам. Поэтому он не ограничился использованием трагедии Софокла «Царь Эдип», завершающейся катастрофой, но проследил всю жизнь героя.
Финал оперы — моральная победа Эдипа — опирается на трагедию «Эдип в Колоне». Мужество, благородство, воля, нравственное достоинство выступают в образе, созданном композитором. Ключ к его замыслу — сцена со сфинксом, чудовищем, преграждающим доступ в город Фивы. Энеску и его либреттист построили эту сцену как антитезу добра и зла. Сфинкс вопрошает Эдипа: «Есть ли на свете существо, способное победить судьбу?» Эдип отвечает: «Это — человек».
Музыкальный язык оперы исключительно своеобразен. В народных сценах, особенно в идиллических начальных эпизодах, использованы мелодии и ритмы румынских песен. Композитор не прибегает к стилизации, как И. Стравинский в «Царе Эдипе», но стремится передать общечеловеческий характер трагедии своего героя, адресуясь непосредственно к чувству слушателя.
В опере нет больших арий, ансамблей. В сольных партиях преобладает декламационно-речитативное начало. Хор разделяется на женские и мужские группы, как бы ведущие диалог. Ярок и выразителен оркестр. «Эдип» — высокий образец гуманистической музыкальной трагедии, произведение благородного вкуса и тонкого мастерства.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Эдип (баритон)
• Иокаста (меццо-сопрано)
• Лайос (тенор)
• Тиресий (бас)
• Креон (баритон)
• Пастух (тенор)
• Сфинкс (контральто)
• Антигона (сопрано)
В Фивах празднуют освобождение сына царя Лайоса и Иокасты. Праздник омрачен предсказанием прорицателя Тиресия, предвещающего трагическую судьбу мальчика. Он станет убийцей отца, вступит в кровосмесительный брак с матерью... Родители в ужасе. Они отдают ребенка Пастуху, приказывая бросить его в диких горах.
Мальчик выжил. Его спас другой пастух и отнес царю Коринфа, назвавшего ребенка Эдипом. Когда Эдип вырос, то узнал о жутком предсказании и решил покинуть город, пытаясь тем самым обмануть судьбу. По дороге он ссорится с проезжающим мимо царем Лайосом и убивает того. Так начинают сбываться пророчества. Победив Сфинкса, Эдип вступает в Фивы, где его как освободителя приветствует народ.
Счастливо правит Эдип Фивами. Он женится на Иокасте, не подозревая, что это его мать. Неожиданно в городе вспыхивает чума. Горожане умоляют Эдипа спасти их. Эдип посылает брата Иокасты Креона узнать волю богов у оракула. Вернувшийся Креон сообщает, что боги гневаются на убийцу Лайоса. Но кто он? Решают спросить Тиресия, который говорит, что убийцей является сам Эдип. Постепенно выясняется, что это так. Несчастная Иокаста кончает с собой. Эдип ослепляет себя и уходит из города с дочерью Антигоной, единственным человеком, кто не бросил его и решился сопровождать несчастного.
Прошли годы. После долгих странствий Эдип попадает в Аттику, где ему дает приют Тезей. С ним вместе верная Антигона. Здесь несчастный, наконец, находит вечный покой.
* * *
Самым капитальным, центральным сочинением Энеску явилась опера «Эдип», которую он называл «делом своей жизни» и своим любимым детищем. Он задумал ее в 1910 г., когда увидел трагедию Софокла «Царь Эдип» на сцене Камеди Франсез с великолепным трагиком Жаном Муне-Сюлли в заглавной роли. «Поистине, я не смог бы описать потрясение, в которое меня повергли драма и исполнение. Выходя из «Комеди Франсез», я был как одержимый. Мною овладела навязчивая идея — сочинить «Эдипа», — вспоминал композитор. Что же так захватило Энеску? В трагедии Софокла он увидел воплощение своей заветной мечты о серьезной глубокой драме, позволявшей раскрыть высокие идеи, величественные характеры.
В «Эдипе» воплотились все наиболее характерные и лучшие черты творческого облика Энеску: философская направленность замысла, высокий гуманизм художника нашей эпохи, неповторимо оригинальный язык, впитавший свежие родники национального фольклора и соединивший их со сложными и богатыми выразительными возможностями современной европейской музыки, значительность симфонического развития, тонкость психологической характеристики героя.
Энеску и его либреттист, французский драматург и поэт Э. Флег, переосмыслили первоисточник в духе современных идеалов, внеся в него богоборческую и тираноборческую идею: «Человек сильнее рока!» — восклицает Эдип и силой своего морального величия побеждает рок, побеждает злую волю, которая хотела подчинить его античеловеческим силам. Эдип в опере вырастает в грандиозный характер героя-борца, восставшего против самих всесильных богов, против всяческой тирании и несправедливости. Эдип показан торжествующим и поверженным, нежным и суровым до жестокости, проклинающим и ласкающим, в скорбном раздумье и яростном гневе. Недаром Энеску мечтал увидеть исполнителем этой роли Шаляпина. (К сожалению, его мечте не суждено было осуществиться.)
Рядом с Эдипом выступают мягкая женственная Иокаста, суровый старец, пророк Тиресий, нежная и в то же время решительная дочь Эдипа Антигона. Но есть еще один образ, которому Энеску уделил особое внимание: это фиванский народ. Народ живет в опере полнокровной жизнью, он не только комментирует события, он их переживает вместе с героями. Он ликует, скорбит, гневается, славит, проклинает, страдает.
Образу народа придана в опере яркая национальная характерность. Какой же локальный колорит избрал Энеску для характеристики древних греков? Композитор писал в «Воспоминаниях»: «Я решил не придерживаться древнегреческих ладов, ничто не казалось мне более скучным, чем подражание эпохе... Эдип созвучен любой эпохе, он универсален и, следовательно, его драма может быть переложена на современный язык». Опера «Эдип» и особенно образ народа в ней окрашены в румынские национальные тона — сын своего народа, Энеску выражался на его языке. Недаром любимый ученик Энеску И. Менухин сказал: «В «Эдипе» таится пылкая человеческая любовь к полям и равнинам Румынии, любовь к родине, столь присущая характеру Энеску».
Либретто «Эдипа», написанное в оригинале французскими стихами, основано на нескольких источниках. Авторы раскрыли жизнь героя от рождения до смерти — такой монографической драмы об Эдипе ранее не создавалось. Первые два акта используют материал античных мифов, третий строится на трагедии Софокла «Царь Эдип», в четвертом претворено содержание другой трагедии Софокла — «Эдип в Колоне».
Опера «Эдип» — симфонизированная музыкальная драма — построена на чередовании контрастных крупных сцен — монологов и диалогов. В опере нет традиционных арий, ансамблей. Все действие пронизано сквозным симфоническим развитием тем, среди которых много лейтмотивов, характеризующих основные действующие силы оперы. Ведущие лейтмотивы экспонированы в небольшой Прелюдии к опере. Два из них воплощают враждебные человеку силы: это мрачно ползущая в басах тема рока и краткий, жестко-угловатый «мотив-афоризм» — лейтмотив отцеубийства.
Положительные силы также охарактеризованы развитием двух лейтмотивов: яркая тема победы Эдипа, светлая и энергичная, и аппассионатная тема Иокасты, как бы само олицетворение светлой человечности.
Опера «Эдип» при первой же постановке вызвала ряд востерженных откликов музыкантов и была горячо принята публикой. Артюр Онеггер писал, например, что это «основное произведение одного из величайших мастеров, которое может сравниться с вершинами оперного искусства... Это абсолютно оригинальное произведение прямо-таки потрясающей драматической силы». Следующая постановка оперы состоялась в 1955 г. в Брюсселе. Однако подлинную долгую сценическую жизнь шедевр Энеску обрел в народной Румынии: поставленная в 1958 г. Бухарестским театром оперы и балета, опера и поныне продолжает волновать трагедийным величием, высоким накалом страстей, одухотворенностью.
М. Сабинина, Г. Цыпин