Борис Васильевич Шавров

Boris Shavrov

Дата рождения
04.08.1900
Дата смерти
26.10.1975
Профессия
Страна
СССР

Борис Васильевич Шавров / Boris Shavrov

Заслуженный артист РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1964). Окончил Петроградское хореографическое училище в 1918 (ученик С. Андрианова, Л. Леонтьева, В. Семенова). Артист ГАТОБа — Театра им. Кирова в 1918-59. В 1922-23 гастролировал в Эстонии, Латвии, Германии, Дании, Швеции (совместно с Е. Люком).

Первый исполнитель партий: Иван-царевич («Жар-птица», балетм. Ф. Лопухов), Молодой кули («Красный мак»), Фашист («Золотой век»), Борис («Болт»), Принц («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), Командор («Лауренсия»), Парис («Ромео и Джульетта»), Гико («Гаянэ»), Главный сват («Шурале»), Вырин («Станционный смотритель»), Красс («Спартак»); др. партии: Колен; Дамис («Испытание Дамиса»), Франц («Привал кавалерии»), Мотылек («Роман бутона розы»), принц Коклюш («Щелкунчик», балетм. Л. Иванов), Щелкунчик («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), Эрос («Эрос»), Приближенный хана («Конек-Горбунок»), Жан де Бриен; Абдерахман («Раймонда», балетм. В. Вайнонен), Юноша («Шопениана»), Феникс, Соловей («Капризы бабочки»), Солор; Люсьен («Пахита»), Зигфрид; Граф («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Эндимион («Царь Кандавл»), Стернгольд («Фиаметта»), Зефир («Времена года»), Арлекин («Арлекинада»), Таор («Дочь фараона»), Арлекин, Флорестан («Карнавал»), Раб Клеопатры, Амун («Египетские ночи»), Раб («Павильон Армиды»), Негр («Исламей»), Базиль, Эспада («Дон Кихот»), Асак («Ледяная дева»), Альберт, Ганс («Жизель»), Владимир («Катерина»), Люсьен («Утраченные иллюзии»), Голубая птица, Дезире, фея Карабос («Спящая красавица»), Феб, Актеон, Гренгуар («Эсмеральда»), Вацлав, Гирей; Актер, Маркиз («Пламя Парижа»), Тарас Бульба («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов), Дроссельмейер («Щелкунчик»), Лоренцо («Ромео и Джульетта»), Дед Мороз («Весенняя сказка»), Танцмейстер («Золушка»), Танцевал в Малом оперном театре (Пленник в «Кавказском пленнике»).

Шавров — образцовый классический танцовщик, отличный исполнитель характерных ролей, первоклассный мимический актер. Он был принят на сцену солистом, и первые годы ему довелось танцевать с такими балеринами, как О. Спесивцева, Е. Смирнова, Е. Гердт, Е. Люком. Не довольствуясь «школьным багажом», он совершенствовал свое мастерство п/р Н. Легата, Е. Вазем. Но роль классического балетного премьера-виртуоза не привлекала его. Для Шаврова собственно танец был лишь средством раскрытия образа; каждую роль он трактовал как особый, целостный характер. Его талант подчинялся разуму.

Немалое влияние на развитие его артистичности оказала Е. Люком, одна из вернейших хранительниц заветов М. Фокина. Замечательный дуэт Люком — Шавров многие годы украшал ленинградский балет и концертную эстраду. Уже к середине 20-х гг. Шавров стал большим мастером. Список его ролей огромен.

Значительное влияние оказал Шавров на творчество ряда мастеров балета. Он много и успешно занимался преподавательской деятельностью, с 1929 вел в ЛХУ класс дуэтного и классического танца. В 1931-33 художественный руководитель ЛХУ. Среди его учеников — Б. Брегвадзе, Ю. Григорович, Ю. Соловьев, С. Кузнецов, К. Шатилов, А. Сапогов, О. Соколов, В. Зимин, Н. Боярчиков, И. Бельский, В. Семенов.

Сочинения: Виртуозы танца.— Иск-во и жизнь, 1941, № 4.

Литература: Михайлов М. Молодые годы ленинградского балета.— Л., 1978; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Кремшевская Г. Актер без дублера.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 2; Немченок Л. Борис Шавров.— Иск-во и жизнь, 1938, № 6; Григорьев А. 30 лет в балете.— Веч. Ленинград, 1948, 7 авг.; Землемеров В. Полвека служения балету.— Муз. жизнь, 1969, № 9.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама