Струнный квартет № 1 си-бемоль минор, Op. 4 (1890)
Трудно сказать, отчего свыше десяти лет пролежал в столе у Сергея Танеева квартет ре минор. Вероятно, усиленные занятия «Орестеей» с 1887 года отодвинули его переработку на второй план.
Все же параллельно с оперой был создан си-бемоль-минорный квартет, открывающий серию струнных ансамблей с обозначением опуса — № 1, ор. 4. Из числа камерных инструментальных сочинений он действительно первый, в котором отразился мир композитора. Как большинство зрелых циклов Танеева, квартет си-бемоль минор представляется микрокосмом, объединяющим разные грани личности: душевность и духовность, лиризм, созерцательность, веселость.
В квартете, носящем посвящение «Моему учителю П. И. Чайковскому», сильно сказалась близость к последнему. Можно предположить, что внутренней творческой задачей композитора в этом сочинении было сочетание «классичности» (квартетное письмо венских классиков Танеев справедливо мог считать освоенным) и живой эмоциональности. Эта задача все время обсуждается в переписке Танеева с Чайковским.
Непосредственное слуховое восприятие относит музыку квартета к области романтизма, но оформление ее впитало опыт классической композиции (из классических творений этот цикл в общих чертах может ассоциироваться отчасти с бетховенским квартетом ор. 130 — многочастность, характер и тональность медленной части, отчасти с ор. 18 — тональность финала).
В предыдущем (ре минор) в принципе решалась близкая задача, но результат получился, может быть, менее убедительным в сочетании составляющих его двух частей: галантно-оживленный дух темы второй части несколько неорганичен — даже в рамках необходимого контраста. Но с точки зрения формирования музыкального языка Танеева и этот квартет, особенно первая часть, — важная веха.
Л. Корабельникова
Камерно-инструментальное творчество Танеева →