Симфония № 2 ре мажор, Op. 43 (1902)
Творчество Яна Сибелиуса вдохновлено суровой поэзией северной природы, финским национальным эпосом «Калевала», традициями и всем укладом жизни финского народа. «Я больше всего люблю природу, люблю таинственные звуки полей и лесов, вод и гор», — писал композитор.
Вторая симфония сочинялась Сибелиусом на гребне успеха, сопутствовавшего Первой. Эта симфония продолжила и по-новому раскрыла эпическую линию в творчестве композитора. Премьера симфонии с большим успехом прошла в Хельсинки 8 марта 1902 года под управлением автора. Симфония быстро завоевала популярность не только в Финляндии, но и за рубежом.
«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое», — так Сибелиус описал процесс создания симфонии. Нельзя лучше сказать о строении первой части, экспозиция которой представляет череду таких «камушков», подчас даже осколков тем. В разработке композитор составляет из них технически изощренный и вместе с тем абсолютно естественный рисунок-узор. Светлый пасторальный характер музыки здесь заметно драматизируется, но реприза возвращает к первоначальному настроению.
В нарушение традиций драматургическим центром симфонии становится медленная вторая часть — широко развитая симфоническая баллада. Согласно сохранившимся авторским примечаниям она воплощает трагическое противостояние-диалог между Дон Жуаном и Каменным гостем, между Жизнью и Смертью.
Третья часть — вихревое скерцо — дважды прерывается лирическим интермеццо гобоя, явно фольклорного происхождения и напоминающим мелодические образы первой части.
Финал открывается патетической главной темой (струнному «хору» аккомпанируют тромбоны и фанфары труб). Это одно из вдохновеннейших мелодических откровений Сибелиуса. Вторая тема финала контрастна главной и проникнута глубокой скорбью (духовые выпевают ее на фоне затаенного гаммообразного движения струнных).
В репризе эта тема просветляется (сумрачный ре минор уступает место блестящему ре мажору) и вместе с торжествующей главной темой венчает симфонию величественным апофеозом.
Иосиф Райскин