Rostislav Zakharov
Народный артист СССР (1969), лауреат Сталинских премий первой степени (1943, 1946), доктор искусствоведения (1968). Окончил ЛХУ в 1926 (ученик В. Пономарева). В 1926-29 солист театра им. Лысенко. В 1929 начал балетмейстерскую деятельность в театрах Саратова, Казани. В 1932 окончил режиссерское отделение Ленинградского театрального техникума (ученик С. Радлова), в 1948 — Ленинградский театральный институт (экстерном) .
В 1932-36 балетмейстер Театра им. Кирова, где поставил «Бахчисарайский фонтан» (1934) и «Утраченные иллюзии» (1935).
3ахаров — один из крупнейших советских балетмейстеров. Его «Бахчисарайский фонтан» — первенец балетной драмы, жанра, который потом уверенно утвердился на советской сцене. В графической ясности мизансцен, танцевальных речитативе монологов и диалогов пластически воплощен замысел пушкинской поэмы, удачно переведенный на язык балетного сценария Н. Волковым. Балет живёт не только на ленинградской сцене, а образ Марии в гениальной интерпретации Г. Улановой вошел в золотой фонд советской хореографии.
Интересным был и следующий опыт 3ахарова — попытка создать новый жанр «хореографического романа». Так назвали авторы спектакль «Утраченные иллюзии» Б. Асафьева (либретто и художественное оформление В. Дмитриева). Сюжет навеян образами Бальзака и разработан на материале театрального Парижа 30-х гг. XIX в.
В 1936-56 3ахаров — балетмейстер и оперный режиссер Большого театра (в 1936-39 руководитель балетной труппы). Здесь он поставил балеты «Кавказский пленник» (1938), «Тарас Бульба» (1941), «Золушка» (1945), «Барышня-крестьянка» (1946). В Театре им. Кирова после 1945 поставил: «Медный всадник» (1949), «Красный мак» (нов. ред.— 1949) и «В порт вошла «Россия» (1964). Более удачный из них — пушкинский спектакль «Медный всадник».
Кроме Москвы и Ленинграда 3ахаров ставил спектакли в Киеве, Минске, Алма-Ате и за рубежом: «Бахчисарайский фонтан» — в Будапеште (1952), Хельсинки (1956), Белграде (1961), «Золушку» — в Хельсинки (1957), «Лебединое озеро» в Загребе (1962).
3ахаров плодотворно занимался педагогической деятельностью. В 1945-47 директор и художественный руководитель МХУ, с 1946 зав. кафедрой хореографии и преподаватель (с 1951 профессор) балетмейстерского факультета ГИТИСа.
Автор книг «Искусство балетмейстера» (1959), «Беседы о танце» (1963) и «Советский балет» (изд. в ГДР и Норвегии), журнальных и газетных статей.
Сочинения: Записки балетмейстера.— М., 1976; Слово о танце.— М., 1977.
Литература: Ивашнев В., Ильина К. Ростислав Захаров.— М., 1982; Довлекамова С. Р. В. Захаров.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Стручкова Р. Ростислав Захаров.— Театр, 1977, № 9; ее же. Художник-новатор.— Сов. балет, 1984, № 3.
А. Деген, И. Ступников