Благотворительный концерт в Московской консерватории
«Дмитрий Хворостовский и друзья – детям» – эксклюзивный именной проект, в основе которого лежит идея проведения благотворительных концертов классической музыки, сбор от которых и инициированные ими пожертвования целевым назначением направляются на помощь больным детям. Начало проекту было положено в октябре 2014 года концертом в Москве: баритон Дмитрий Хворостовский, всемирно известный оперный певец, выступил на сцене Государственного Кремлевского Дворца вместе с молодыми отечественными певцами в сопровождении оркестра «Новой Оперы». За его дирижерский пульт встал тогда Константин Орбелян, бессменный участник всех концертов этого цикла.
Второй концерт состоялся в ноябре 2015 года в Уфе – в Башкирском государственном театре оперы и балета. К Дмитрию Хворостовскому на сей раз присоединился всемирно известный бас, солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков, а концерт прошел под аккомпанемент Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан. А 1 июня 2016 года в Международный день защиты детей в Большом театре России состоялся и третий концерт. В тот вечер на главную музыкальную сцену страны вместе с Дмитрием Хворостовским в сопровождении Российского национального оркестра вышли Ильдар Абдразаков, солистки Большого театра России Динара Алиева (сопрано) и Юлия Мазурова (меццо-сопрано), а также американец Стивен Костелло (тенор).
Очередной благотворительный концерт Дмитрий Хворостовский планировал провести в своем родном городе Красноярске, но жестокая судьба распорядилась иначе, внезапно подкосив певца на пике его карьеры: он ушел из жизни 22 ноября 2017 года. С того дня прошло уже почти два года, но память об этом харизматично ярком исполнителе живет в сердцах его многочисленных поклонников. При этом благотворительное начинание певца – благородное дело помощи тяжело больным детям – сегодня продолжают его близкие и друзья, ведь в рамках оригинального проекта «Дмитрий Хворостовский и друзья – детям» учреждены два фонда – Благотворительный фонд имени Дмитрия Хворостовского и Фонд поддержки и развития искусства имени Дмитрия Хворостовского.
В 2018 году благотворительный концерт в Красноярске (четвертый по счету) всё же состоялся: естественно, он был посвящен светлой памяти певца. Но вот уже под эгидой Благотворительного фонда имени Дмитрия Хворостовского – новый благотворительный концерт из цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья – детям». Словно бросив вызов ужасной судьбе и, кажется, вступив в музыкальный диалог-спор с самóй Вечностью, этот концерт при полном аншлаге прошел 21 октября нынешнего года в Москве в Большом зале консерватории. В нём был задействован Оркестр Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а дирижерский подиум с Константином Орбеляном на этот раз разделил дирижер Большого театра России Павел Клиничев. При этом оба маэстро вели оркестр эмоционально красочно и вдохновенно темпераментно.
В этом концерте статус дирижера-«симфониста» заведомо принадлежал Константину Орбеляну, ибо все оркестровые фрагменты – увертюру к «Набукко» Верди, интермеццо из «Сельской чести» Масканьи, интермеццо из «Федоры» Джордано и «Танец скоморохов» из музыки Чайковского к драме Островского «Снегурочка» – провел именно он, а вокальные номера были поделены между двумя маэстро примерно поровну. В афишу вечера вошли, в основном популярные оперные фрагменты, музыка, которую знаешь едва ли не наизусть! Это было лоскутное музыкальное одеяло Верди и Пуччини, Джордано и Доницетти, Чилéа и Масканьи, Оффенбаха и Шарпантье, а также Рахманинова, Рубинштейна и Чайковского. И кто бы мог подумать, что в него будет вплетена еще и ария Герды «Когда тебя в любом краю настигнет белая зима» из детской оперы Сергея Баневича «Истории Кая и Герды»! Но сие оказалось абсолютно по теме, ведь концерт был задуман во имя спасения жизни детей.
В обойму певцов-солистов была заряжена пятерка основных голосов, востребованных классической оперой XIX века, – сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас. Таковыми соответственно предстали Анна Нетребко («сразившая наповал» названным выше «хитом» Баневича), Екатерина Губанова, Юсиф Эйвазов, Лука Сальси (Италия), Ильдар Абдразаков. Понятно, что на подобных благотворительных концертах цены на билеты, как говорится, «кусаются», но благородная цель и эксклюзивный статус самогó мероприятия искупали всё. А чтобы публика «снесла кассу» с дорогими билетами, в афише, конечно же, нужны были имена звезд. В первую очередь – даже не те, что в почете у истинных завсегдатаев-меломанов, абсолютно точно знающих, зачем они идут на концерт, а те, на которых валом повалит широкая «телевизионная» публика, не смыслящая в музыке ничего, но получающая от нее удовольствие и уверенная, что за свои немалые деньги ей дали лучшее.
Когда благородная цель оправдывает затраченные средства, то почему бы именно так организаторам и не поступать! Так что выбор Анны Нетребко на роль именно такой звезды идеален, если сегодня не единственен. А поскольку без своего супруга Юсифа Эйвазова она практически и не выступает, то это значит, что на таком «бомонде» в качестве бонуса можно будет поглядеть и на него… Итак, главная звезда этого вечера открыла его арией Луизы «Depuis le jour» из одноименной оперы Гюстава Шарпантье. Следующую порцию «музыкального света звезды» мы получили в ансамбле с Юсифом Эйвазовым – в дуэте Адриенны и Мориса «Ma dunque è vero? Dite» из «Адриенны Лекуврер» Чилеа. А Герда и дивная баркарола Никлауса и Джульетты «Belle nuit, ô nuit d’amour» из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, спетая в ансамбле с Екатериной Губановой, были уже во втором отделении.
Ария Луизы прозвучала неровно, несбалансированно, на открытом звуке, с piano, пробивавшимся, словно «сквозь зубы», так что от стилистически тонкого мелодического очарования этой музыки не осталось и следа, а саму известную арию «опознать» можно было лишь с большим трудом. Чилеа вышел и вовсе каким-то не музыкальным – колючим, жестким, крикливым: постарались и та, и другой! В позитивном, но явно не в «волшебном» зачете – лишь ария Герды (но разве это ария для такой мегазвезды?) и Оффенбах (но как на его баркароле можно не растаять?). Принеся все свои творческие силы на алтарь искусства, Юсиф Эйвазов вдруг вполне прилично – и стилистически музыкально, и драматически кантиленно – спел арию Каварадосси «E lucevan le stelle» из «Тоски» Пуччини, однако в знаменитой арии Калафа «Nessun dorma» из «Турандот» Пуччини чуда уже не случилось. И дело здесь вовсе не в коварной верхней ноте, а в том, что пронзительно резонирующее, тембрально зажатое, сдавленное звучание певца даже точек слабого соприкосновения со специфической мелодикой и такой не прихотливой, но весьма тонкой кантиленностью почерка Пуччини не обнаружило.
В то время как сопрано и тенор предлагали публике, как ни крути, оперные вокальные миниатюры, Екатерина Губанова решила положить слушателей на обе лопатки с помощью монументальных оперных арий. Сначала прозвучала ария Леоноры «Fia dunque vero, oh ciel? … O mio Fernando» из «Фаворитки» Доницетти, а затем – ария Иоанны «Да, час настал!» из «Орлеанской девы» Чайковского. Но на количестве музыки без ее должного качества, соотносимого со стилистической адекватностью и эмоциональной глубиной образной интерпретации, – а именно этого качества исполнению и недоставало – отправить слушателя в нокаут невозможно. Ярко выраженной фактурой меццо-сопрано голос певицы никогда и не обладал, но даже его некогда «сопрановая яркость» сегодня уже окрашена однотонной матовостью. Что Леонора, что Иоанна, что русская опера, что итальянская (в данном случае была итальянская версия «Фаворитки»), – разницы не было никакой, а «пение нот», оставшись лишь вокальным эрзацем, «пением музыки» так и не стало …
Участие в концерте Луки Сальси ожидалось с большим интересом, тем более что в его программе был заявлен Верди. Шесть лет назад на хорошем позитиве певец запомнился в Болонской опере Графом ди Луна в вердиевском «Трубадуре». Однако куда подевалась в Москве кантилена певца, и откуда вдруг появился несбалансированный напор децибелов при исполнении им арии Риголетто «Cortigiani, vil razza dannata» из одноименной оперы Верди? В зачет это не шло уже совсем, но при такой манере вокализации вполне можно было согласиться с трактовкой исполненной певцом арии Жерара «Nemico della patria?!» из «Андре Шенье» Джордано: ее творческие задачи – совсем иные, требующие явно бóльшего музыкального драматизма. Точного попадания в десятку не было и здесь, но это, в отличие от арии Риголетто, всё же было рецензируемо.
Буквально «перепев» Луку Сальси в дуэте Аттилы и Аэция (Эцио) из «Аттилы» Верди, настоящее итальянское бельканто раннего периода творчества композитора явил Ильдар Абдразаков. Не так давно в прошлом сезоне эту оперу он поставил в Уфе, спев в ней главную партию, а на концерте два политических противника Аттила и Аэций вступили в музыкальное противоборство вновь. Однако Италию наш русский бас Аттила итальянскому баритону Аэцию, как тот просит Аттилу в этом дуэте, не только не отдал, но даже не сдал и пяди завоеваний вокальной школы отечественных басов! По значимости этот большой развернутый дуэт, пожалуй, стал центральным номером всей программы. Думать так заставила и пресловутая доминировавшая в зале широкая публика, услышавшая эту музыку впервые в жизни и два раза пытавшаяся прервать исполнение аплодисментами в отчетливых паузах, искренне думая, что это уже финал…
В русском же репертуаре в каватине Алеко «Весь табор спит» из одноименной оперы Рахманинова «Алеко» Ильдар Абдразаков покорил удивительной широтой и теплотой русской кантилены, а в «Персидской песне» из одноименного цикла песен Рубинштейна – тонкими градациями оттенков и чувств. Он стал и утонченно-изысканным исполнителем одного биса – прелестной серенады Дон Жуана «Deh, vieni alla finestra» из одноименной оперы Моцарта. А в качестве другого все участники представили «Рассвет» Леонкавалло («L’aurora di bianco vestita»). Тем самым в программе обсуждаемого благотворительного концерта была поставлена оптимистически-жизнерадостная финальная точка. А нам после этого лишь остается поставить финальную точку и в настоящих заметках…
Фото предоставлены Благотворительным фондом имени Дмитрия Хворостовского