12 апреля в Большом зале Московской консерватории продолжится музыкальный фестиваль «Опера априори»: Йонас Кауфман и Хельмут Дойч исполнят «Зимний путь» Франца Шуберта.
Ни Шуберт, ни Кауфман по отдельности не нуждаются в представлении, а их сочетание, скорее всего, не нуждается и в рекламе. Более того: реклама в привычном понимании слова этому концерту противопоказана. Трудно найти что-то более «антирекламное», чем Шуберт в исполнении Кауфмана, и концерт 12 апреля не стоит записывать в ежедневник тем, кто рассчитывает на светское мероприятие.
На свой «Зимний путь» Кауфман увлекает слушателя глубиной переживания, а не показной яркостью эмоции. Такой же глубины со-переживания его «Зимний путь» требует и от зала: Кауфмана и Дойча недостаточно слышать, нужно слушать.
Возможно, такая сверхсерьезная программа и есть идеальный вариант для знакомства московской публики с Йонасом Кауфманом – трагический цикл Шуберта как нельзя лучше демонстрирует умение артиста донести до слушателя красоту и смысл написанной автором музыки.
Мелодии Шуберта обманчиво просты, но не каждый способен преподнести эту простоту как воплощение высшей гармонии. Кауфман – способен, и именно «Зимний путь» может служить иллюстрацией его умения воплощать страдания героев, не теряя достоинства и благородной сдержанности.
Говоря о воздействии «Зимнего пути» на слушателя, Кауфман постоянно упоминает о катартическом эффекте древнегреческих трагедий – при этом его исполнение возвышенно безо всяких котурнов и не нуждается в специальной «трагической» маске. Всё в интонации, всё – в музыке, и всё – всерьёз.
Но стоит отзвучать последним нотам – его сосредоточенная отрешенность в один миг сменяется ослепительной солнечной улыбкой. Эта мгновенная перемена позволяет оценить не только человеческое обаяние, но и огромный актерский диапазон Йонаса Кауфмана. Осталось дождаться 12 апреля.