Лариса Ивановна Авдеева

Дата рождения
21.06.1925
Дата смерти
10.03.2013
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
СССР
Лариса Ивановна Авдеева

Лариса Ивановна Авдеева (21 июня 1925, Москва — 10 марта 2013, там же) — русская советская оперная певица (меццо-сопрано). Солистка Большого театра Союза ССР (1952—1983). Народная артистка РСФСР (1964).

Лариса Ивановна Авдеева родилась в Москве, в семье оперного певца. Еще не помышляя об оперной карьере, она уже воспитывалась как певица, слушая звучавшие в доме народные песни, оперные мелодии, романсы. В одиннадцать лет она начала петь в хоровом кружке при Доме художественного воспитания детей Ростокинского района и в составе этого коллектива даже выступала на торжественных вечерах в Большом театре. Однако вначале девушка была далека от мысли стать профессиональной певицей. Окончив школу в годы войны, Авдеева поступила в Строительный институт. Но вскоре она поняла, что ее истинным призванием является музыкальный театр, и со второго курса института перешла в Оперно-драматическую студию им. К. С. Станиславского. Здесь, под руководством опытного педагога и чуткого музыканта Шор-Плотниковой, она продолжила свое музыкальное воспитание и получила профессиональное образование певицы.

Окончив студию в 1947 году, Авдеева сразу же была принята в Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Работа в этом театре имела очень большое значение для формирования творческого облика молодой певицы. Присущее коллективу театра вдумчивое отношение к творческому труду, развертывавшаяся в процессе работы над каждым новым спектаклем борьба с оперными штампами и рутиной – все это приучило Авдееву к самостоятельной работе над музыкальным образом. Ольга в «Евгении Онегине» Чайковского, Косова в опере «В бурю» и Варвара во «Фроле Скобееве» Хренникова, Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» Молчанова и другие партии, спетые Авдеевой в этом театре, свидетельствовали о постепенно возраставшем мастерстве молодой певицы, о глубоком постижении ею внутреннего содержания каждого образа.

В 1952 году Авдеевой был предоставлен дебют в Большом театре в роли Ольги, после которого она становится солисткой Большого, где и выступала непрерывно на протяжении тридцати лет. Красивый и большой голос, хорошая вокальная школа и сценическая одаренность позволили Авдеевой за короткий срок войти в основной меццо-сопрановый репертуар театра.

Авдеева обаятельна в роли кокетливой и шаловливой Ольги, по-настоящему поэтична в лирической партии Весны («Снегурочка») и в трагической роли обрекающей себя на смерть скорбной раскольницы Марфы («Хованщина»). Но, пожалуй, лучшие партии репертуара артистки – Любаша в «Царской невесте», Лель в «Снегурочке» и Кармен в одноименной опере Бизе.

Преобладающей чертой дарования певицы является лирическое начало. Быть может, это обусловлено самим характером ее голоса – легкого, светлого и теплого по тембру. Этот лиризм определяет и своеобразие сценической трактовки той или иной партии, исполняемой Авдеевой.

Трагична судьба Любаши, ставшей жертвой своей страсти к Грязному и мстительного чувства к Марфе. Композитор наделяет Любашу сильным и волевым характером. Но в сценическом поведении Авдеевой прежде всего чувствуется самоотверженность любви Любаши, ради Грязного забывшей все – «отца и мать... племя и свой род», и чисто русская, обаятельная женственность, присущая этой бесконечно любящей и глубоко страдающей девушке. Партия Любаши очень сложна и в вокальном отношении. Она требует от исполнительницы полной свободы звуковедения, богатства тембровых красок, безукоризненного владения вокальной декламацией. Творческая работа над музыкальным образом Любаши многое дала Авдеевой для овладения вершинами вокального мастерства. Голос Авдеевой звучит естественно и выразительно, следуя за тонкими мелодическими изгибами широко распевных интонаций, преобладающих в этой партии.

В роли пастуха Леля – певца и любимца солнца – Авдеева привлекает слушателей задором юности, безыскусственностью песенной стихии, которая наполняет эту чудесную партию. Образ Леля в исполнении Авдеевой в новой постановке оперы «Снегурочка» на сцене Большого театра – одна из самых больших удач этого спектакля.

Серьезным испытанием творческой зрелости молодой певицы было ее выступление в роли Кармен в 1953 году. На протяжении многих десятилетий сценической жизни бессмертной оперы Бизе сложились традиции трактовки образа Кармен. Некоторые исполнительницы подчеркивали чувственность героини, другие делали ее «роковой», почти демонической натурой. Кармен Авдеевой – это прежде всего женщина, для которой чувство, наполняющее ее жизнь, свободно от каких бы то ни было условностей и пут. Вот почему так естественно, что Кармен скоро надоедает эгоистичная и собственническая любовь Хозе, в которой она не находит ни радости, ни счастья. Поэтому в проявлениях любви Кармен к Эскамильо у актрисы ощущается не только искренность чувства, но и радость освобождения. Совершенно преображенной появляется Кармен – Авдеева на празднике в Севилье, счастливая, даже немного торжественная. И в самой смерти Кармен – Авдеевой нет ни покорности судьбе, ни роковой обреченности. Она умирает, исполненная самозабвенного чувства любви к Эскамильо.

Лариса Ивановна Авдеева

В 1953 году Лариса Авдеева участвовала в вокальном конкурсе IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Бухаресте, завоевав золотую медаль. Лариса Ивановна неоднократно пела на зарубежных оперных сценах и с труппой театра, и по персональному приглашению: в Финской опере, Дрезденской опере, «Театре Вельки» в Варшаве, Венгерском оперном театре, Софийской народной опере, на оперных сценах Канады и Франции.

В 1963 году участвовала в фестивале «Флорентийский музыкальный май», где исполняла партию Марфы в опере М. Мусоргского «Хованщина».

Не менее значительно и концертное творчество певицы. Авдеева была первой исполнительницей в Москве вокального цикла «Песни об умерших детях» Г. Малера. Участвовала в исполнении «Реквиема» Дж. Верди, Девятой симфонии Л. ван Бетховена, исполняла сольную партию в кантате «Александр Невский» С. С. Прокофьева.

Муж — Евгений Фёдорович Светланов (1928—2002), советский и российский дирижёр, композитор и пианист.

Диско- и видеография Л. И. Авдеевой:

• Фильм-опера «Борис Годунов», съёмка 1954 года, Л. Авдеева — Марина Мнишек (в остальных ролях — А. Пирогов, М. Михайлов, Н. Ханаев, Г. Нэлепп, И. Козловский и др.)

• Грамзапись «Евгения Онегина» 1955 года, п/у Б. Хайкина, Л. Авдеева — Ольга (партнёры — Е. Белов, С. Лемешев, Г. Вишневская, И. Петров и др.). В настоящее время выпущен CD рядом отечественных и зарубежных фирм.

• Грамзапись «Снегурочки» 1957 года, п/у Е. Светланова, Л. Авдеева — Лель (партнёры — В. Фирсова, В. Борисенко, А. Кривченя, Г. Вишневская, Ю. Галкин, И. Козловский и др.).

• «Садко» п/у Е. Светланова, Л. Авдеева — Любава (партнёры — В. Петров, В. Фирсова и др.). CD американской фирмы «Аллегро» — запись (live) 1966 года.

• Грамзапись «Евгения Онегина» 1978 года, п/у М. Эрмлера, Л. Авдеева — Няня (партнёры — Т. Милашкина, Т. Синявская, Ю. Мазурок, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.).

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Игорь Фёдорович Бэлза Музыковеды и театроведы
Франко Дзеффирелли Музыкальные и театральные деятели
Антон Долин Танцовщики
Теодор Герино Танцовщики

Реклама