Юрий Антонович Мазурок

Yuri Mazurok

Дата рождения
18.07.1931
Дата смерти
01.04.2006
Профессия
Тип голоса
баритон
Страна
Россия, СССР

Юрий Антонович Мазурок / Yuri Mazurok

Родился 18 июля 1931 года в городе Красник Люблинского воеводства (Польша). Сын — Мазурок Юрий Юрьевич (1965 г. рожд.), пианист.

Детство будущего певца прошло на Украине, издавна славившейся своими прекрасными голосами. Петь Юрий начал, как пели многие, не помышляя о профессии вокалиста. Окончив среднюю школу, он поступил в Львовский политехнический институт.

В студенческие годы Юрий страстно увлекся музыкальным театром — и не только как зритель, но и как исполнитель в художественной самодеятельности, где впервые и обнаружились его незаурядные вокальные способности. Вскоре Мазурок стал признанным «премьером» оперной студии института, в спектаклях которой исполнял партии Евгения Онегина и Жермона.

К дарованию юноши отнеслись внимательно не только педагоги самодеятельной студии. Советы профессионально заняться вокалом он неоднократно слышал от многих и, в частности, от весьма авторитетного в городе человека, солиста Львовского оперного театра, Народного артиста СССР П. Кармалюка. Юрий долго сомневался, ведь он уже прекрасно зарекомендовал себя как инженер-нефтяник (в 1955 году он окончил институт и поступил в аспирантуру). Дело решил случай. В 1960 году, будучи в командировке в Москве, Мазурок рискнул «испытать судьбу»: пришел на прослушивание в консерваторию. Но это был не просто случай: в консерваторию его привели страсть к искусству, к музыке, к пению...

С первых же шагов в профессиональном искусстве Юрию Мазуроку очень повезло с педагогом. Его прослушал профессор С.И. Мигай, в прошлом один из прославленных баритонов, выступавший с корифеями русской оперной сцены — Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой — сначала в Мариинском, а затем много лет — в Большом театре. Деятельный, чуткий, на редкость жизнелюбивый человек, Сергей Иванович был беспощаден в своих суждениях, но уж если встречались ему истинные таланты, он относился к ним с редкой заботливостью и вниманием. Послушав Юрия, он сказал: «Думаю, что инженер вы неплохой. Но считаю, что химию и нефть вы можете пока бросить. Займитесь вокалом». С этого дня мнение С.И. Мигая определило путь Юрия Мазурока.

С.И. Мигай взял его в свой класс, разгадав в нем достойную смену лучшим оперным певцам. Смерть помешала Сергею Ивановичу довести ученика до диплома, и следующими его наставниками были — до окончания консерватории профессор А. Доливо, а в аспирантуре — профессор А.С. Свешникова.

Поначалу Юрию Мазуроку в консерватории пришлось нелегко. Конечно, он был взрослее и опытнее своих сокурсников, но профессионально гораздо менее подготовленным: не хватало основ музыкальных знаний, теоретической базы, приобретенных, как у других, в музыкальной школе, в училище.

Природа наделила Ю. Мазурока уникальным по красоте тембра баритоном, большого диапазона, ровным во всех регистрах. Выступления в самодеятельных оперных спектаклях помогли ему приобрести ощущение сцены, навыки ансамблевого исполнения, чувство контакта со зрительным залом. Но школа, которую он прошел в консерваторских классах, его собственное отношение к профессии оперного артиста, тщательная, кропотливая работа, внимательное выполнение всех требований педагогов определили его путь совершенствования, завоевания трудных высот мастерства.

И здесь сказался характер — упорство, трудолюбие и, главное, страстная любовь к пению, музыке.

Неудивительно, что спустя совсем недолгое время о нем заговорили как о новом имени, появившемся на оперном небосводе. На протяжении всего 3 лет Мазурок завоевал призовые места на 3 труднейших конкурсах вокалистов: еще студентом, на «Пражской весне» 1960 года — второе; в следующем году (уже в аспирантском «звании») на конкурсе имени Джордже Энеску в Бухаресте — третье и, наконец, на II Всесоюзном конкурсе имени М.И. Глинки в 1962 году он разделил второе место с В. Атлантовым и М. Решетиным. Мнение педагогов, музыкальных критиков, членов жюри конкурсов было, как правило, единым: особо отмечались мягкость и насыщенность тембра, эластичность и редкая красота его голоса — лирического баритона, врожденная кантилена.

В консерваторские годы певцом был решен целый ряд сложных сценических задач. Его героями стали умный, ловкий Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини и пылкий влюбленный Фердинандо («Дуэнья» Прокофьева), бедный художник Марсель («Богема» Пуччини) и Евгений Онегин Чайковского — начало начал артистической биографии Юрия Мазурока.

«Евгений Онегин» сыграл исключительную роль в жизни певца и становлении его творческой индивидуальности. Впервые он вышел на сцену в заглавной партии этой оперы в самодеятельном театре; затем исполнял ее в консерваторской студии и, наконец, — на сцене Большого театра (Мазурок был принят в стажерскую группу в 1963 году). Эта партия затем с успехом звучала в его исполнении на сценах ведущих оперных театров мира — в Лондоне, Милане, Тулузе, Нью-Йорке, Токио, Париже, Варшаве... В дипломном консерваторском спектакле Мазурок-Онегин покорил всех: благородство, мягкость, красота голоса, музыкальность, осмысленность каждой фразы, каждого эпизода.

И совсем другой Онегин у Мазурока — в спектакле Большого театра. Здесь артист уже по-иному решает образ, достигая редкой психологической глубины, выдвигая на первый план драму одиночества, разрушающего человеческую личность. Его Онегин — личность земная, прозаическая, с характером изменчивым и противоречивым. Всю сложность душевных коллизий своего героя Мазурок передает драматургически точно и удивительно правдиво, нигде не впадая в мелодраматизм и ложную патетику.

Вслед за партией Онегина артист выдержал в Большом театре еще один серьезный и ответственный экзамен, выступив в роли князя Андрея в «Войне и мире» Прокофьева. Помимо сложности всей партитуры в целом, сложности спектакля, где действуют десятки персонажей и поэтому требуется особое искусство общения с партнерами, сам по себе этот образ весьма многотруден и в музыкально-вокальном, и в сценическом плане. Четкость актерского замысла, свободное владение голосом, богатство вокальных красок и неизменное чувство сцены помогли певцу нарисовать жизненно достоверный психологический портрет героя Толстого и Прокофьева.

Ю. Мазурок исполнял партию Андрея Болконского и в первом спектакле «Войны и мира» на гастролях Большого театра в Италии. Многочисленная зарубежная пресса по достоинству оценила его искусство и отвела ему наряду с исполнительницей партии Наташи Ростовой — Тамарой Милашкиной ведущее место.

Одной из «коронных» ролей артиста стал образ Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини. Эта роль исполнялась им легко, остроумно, с блеском и изяществом. Зажигательно звучала в его исполнении популярная каватина Фигаро. Но в отличие от многих певцов, которые часто превращают ее лишь в блестящий вокальный номер, демонстрирующий виртуозную технику, у Мазурока каватина раскрывала характер героя — его пылкий нрав, решительность, острую наблюдательность и юмор.

Творческий диапазон Ю.А. Мазурока очень широк. За годы работы в труппе Большого театра Юрий Антонович исполнил почти все баритональные партии (и лирические, и драматические!), имевшиеся в репертуаре театра. Многие из них служат художественным образцом исполнения и могут быть отнесены к лучшим достижениям отечественной оперной школы.

Помимо партий, о которых говорилось выше, его героями были Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, с его возвышенной любовью; Жермон в «Травиате» Верди — благородный аристократ, для которого, однако, честь и репутация семьи превыше всего; тщеславный, самолюбивый граф ди Луна в «Трубадуре» Верди; упрямый ленивец Деметрий, попадающий во всевозможные комедийные ситуации («Сон в летнюю ночь» Бриттена); влюбленный в свой край и увлекательно повествующий о соблазнах чудо-природы Венеции Веденецкий гость в «Садко» Римского-Корсакова; маркиз ди Поза — гордый, мужественный испанский гранд, бесстрашно отдающий жизнь за справедливость, за свободу народа («Дон Карлос» Верди) и его антипод — шеф полиции Скарпиа («Тоска» Пуччини); ослепительный тореадор Эскамильо («Кармен» Бизе) и матрос Илюша — простой паренек, делавший революцию («Октябрь» Мурадели); юный, бесшабашный, бесстрашный Царев («Семен Котко» Прокофьева) и думный дьяк Щелкалов («Борис Годунов» Мусоргского). Список ролей Ю.А. Мазурока продолжили Альберт («Вертер» Массне), Валентин («Фауст» Гуно), Гульельмо («Так поступают все женщины» Моцарта), Ренато («Бал-маскарад» Верди), Сильвио («Паяцы» Леонкавалло), Мазепа («Мазепа» Чайковского), Риголетто («Риголетто» Верди), Энрико Астон («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Амонасро («Аида» Верди).

Каждая из этих партий, включая даже короткие, эпизодические роли, отмечена абсолютной художественной завершенностью замысла, продуманностью и отточенностью каждого штриха, каждой детали, впечатляет эмоциональной силой, наполненностью исполнения. Певец никогда не расчленяет оперную партию на отдельные номера, арии, ансамбли, а добивается протяжения от начала до конца линии сквозного развития образа, помогая тем самым создать ощущение цельности, логической завершенности портрета героя, необходимости всех его действий, поступков, будь то герой оперного спектакля или короткой вокальной миниатюры.

Его высочайший профессионализм, блистательное владение голосом с первых шагов на сцене оценили не только поклонники оперного искусства, но и коллеги-артисты. Ирина Константиновна Архипова в свое время писала: «Я всегда считала Ю. Мазурока блестящим вокалистом, его выступления становятся украшением любого спектакля, на любой самой знаменитой оперной сцене мира. Его Онегин, Елецкий, князь Андрей, Веденецкий гость, Жермон, Фигаро, ди Поза, Деметрий, Царев и многие другие образы отмечены большим внутренним актерским темпераментом, который внешне выражается довольно сдержанно, что для него естественно, так как весь комплекс чувств, мыслей и действий своих героев певец выражает вокальными средствами. В упругом, как струна, голосе певца, в красивом звуке, во всей его осанке уже есть благородство, честь и многие другие качества его оперных героев — графов, князей, рыцарей. Это определяет его творческую индивидуальность».

Творческая деятельность Ю.А. Мазурока не ограничивалась работой в Большом театре. Он выступал в спектаклях других оперных театров страны, принимал участие в постановках зарубежных оперных трупп. В 1975 году певец исполнил в «Ковент-Гарден» партию Ренато в «Бале-маскараде» Верди. В сезоне 1978/1979 года он дебютировал в «Метрополитен-опера» в роли Жермона, там же исполнил в 1993 году партию Скарпиа («Тоска» Пуччини). Скарпиа Мазурока во многом отличается от привычной трактовки этого образа: чаще всего исполнители подчеркивают, что шеф полиции — бездушный, упрямый тиран, деспот. У Ю.А. Мазурока он еще и умен, и обладает огромной силой воли, позволяющей скрывать страстность, коварство под личиной безукоризненной воспитанности, подавлять рассудком чувства.

Юрий Мазурок много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом с сольными концертами. В обширный камерный репертуар певца вошли песни и романсы русских и западноевропейских авторов — Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Шуберта, Шумана, Грига, Малера, Равеля, песенные циклы и романсы Шапорина, Хренникова, Кабалевского, украинские народные песни. Каждый номер его программы — законченная сценка, зарисовка, портрет, состояние, характер, настроение героя. «Поет он замечательно... и в оперных спектаклях, и в концертах, где ему помогает довольно редкий дар: чувство стиля. Если он поет Монтеверди или Масканьи, то эта музыка будет всегда у Мазурока итальянской... В Чайковском и Рахманинове всегда будет жить неизбывное и возвышенное „русское начало“... в Шуберте и Шумане все определит чистейший романтизм... подобная художественная интуиция обнаруживает подлинную интеллигентность и интеллект певца» (И.К. Архипова).

Чувство стиля, тонкое постижение природы музыкального письма того или иного автора — эти качества сказывались в творчестве Юрия Мазурока уже в начале его оперной карьеры. Яркое свидетельство тому — победа на международном конкурсе вокалистов в Монреале в 1967 году. Конкурс в Монреале был чрезвычайно трудным: программа включала произведения самых разных школ — от Баха до Хиндемита. В качестве обязательного для всех конкурсантов было предложено сложнейшее сочинение канадского композитора Гарри Соммерса «Кайас» (в переводе с индейского — «Давно»), основанное на подлинных мелодиях и текстах канадских индейцев. Мазурок блестяще справился тогда как с интонационными, так и с лексическими трудностями, чем заслужил у публики почетно-шутливое прозвище «канадский индеец». Он был признан жюри лучшим из 37 конкурсантов, представлявших 17 стран мира.

Ю.А. Мазурок — Народный артист СССР (1976) и РСФСР (1972), Заслуженный артист РСФСР (1968). Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1996 году ему была присуждена «Жар-птица» — высшая награда Международного союза музыкальных деятелей.

реклама

вам может быть интересно

Гленн Гульд Пианисты
Шарль Мюнш Дирижёры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама