Сегодня в Вене, в «Музикферайне», впервые выступит симфонический оркестр из Татарстана, которым продирижирует маэстро Сладковский. А несколько дней назад в столице Татарстана завершился четвертый фестиваль «Денис Мацуев у друзей», в котором пианист выступил с ГСО РТ и маэстро Александром Сладковским, и это была своего рода генеральная репетиция перед первым европейским турне коллектива.
ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ: Победа над нечистью, светлая грусть и искания души
Общим у двух вечеров с ГСО РТ и Денисом Мацуевым было то, что в Большом концертном зале Республики Татарстан не оказалось ни одного свободного места. Впрочем, концерты татарстанского симфонического в последние годы, как правило, проходят при аншлагах. А тут фестиваль — с интереснейшей программой и топовым солистом.
За пятнадцать минут до начала первого отделения Александр Сладковский и Денис Мацуев вышли к прессе. Журналистов интересовал европейский тур ГСО РТ, который проходит в первую декаду декабря и охватывает концертные площадки Братиславы, Курштайна, Вены, Базеля, Линца и Карлсруэ.
Естественно, главное событие тура — концерт в Вене, в «Музикферайне». Оно произойдет сегодня.
«Я бы не стал делать сенсацию из концерта в Вене, для музыканта каждый выход на сцену ответственен», — снял пафос Мацуев, дав понять, что по качеству ни один из концертов не будет отличаться от венского. Забегая вперед, скажем, что казанцы очень скоро смогли в этом убедиться.
Первое отделение первого фестивального вечера началось с весьма драматического произведения — «Ивановой ночи на Лысой горе» Модеста Мусоргского. Александр Сладковский заостряет музыкальную фабулу до предела — полет ведьм, их шабаш, когда в неистовой пляске скрипки и виолончели, устрашающе вскрикивают медные, когда кажется, что сейчас земля разверзнется...
Но нет, наступает утро, нечисть исчезает, побежденная светом.
То ли Гоголь, то ли Булгаков тенью проносятся в зрительном зале — глубокая, местами мистическая трактовка «Ночи на Лысой горе» наталкивает на размышления о вечной борьбе добра и зла. И словно успокаивает — мир создан из добра и света.
Концерт № 3 Бетховена для фортепиано с оркестром, где солировал Денис Мацуев, оставил ощущение светописи, которая неожиданно нарушалась плотными, почти что «пастозными» драматическими мазками. Словно в ясный день, когда царил штиль, на морской простор вдруг налетал ветер, волны бились о берег, но вихрь утихал, так же внезапно, как возникал, и водная гладь вновь становилась прозрачной и ласковой.
Мацуев очень точно передавал все мельчайшие нюансы бетховенского концерта,
эту смену настроений, эти порой полярные чувства. На сцене царил триумвират — дирижер — солист — оркестр, это были единомышленники, одинаково чувствующие гармонию мира.
Второе отделение концерта — симфония № 1 ре минор Сергея Рахманинова. Дирижер и оркестр рассказали историю трагической, мятущейся души. Рахманинов написал симфонию в самом конце позапрошлого века, во время, когда Россия уже жила в предчувствии перемен, когда позади была трагедия 1 марта 1880 года на Екатерининском канале. Предчувствие того, что впереди таких трагедий будет еще много, витало в воздухе.
Россию захватывало новое направление в искусстве — символизм, где отчаяние и пессимизм были одними из главенствующих тем. И фраза поэта — «Там человек сгорел» — была как никогда актуальной.
Все это прочувствовал и вложил в исполнение рахманиновской симфонии Александр Сладковский, у которого к Сергею Васильевичу отношение особое. Не случайно, каждую весну и начало лета ГСО РТ проводит в Казани фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову.
Рахманинов на фестивале звучал трагическим пророком,
через судьбу его лирического героя, которого как-то отчетливо, словно перевоплотившись, напоминал в момент исполнения симфонии сам дирижер, он говорил о судьбе поколений. Тех, кого скоро обожжет огонь революций.
ВЕЧЕР ВТОРОЙ: «Венские штучки»
Второй фестивальный вечер был особенный, и тем слушателям, что попали в зал именно на него, очень повезло. На фестивале «Денис Мацуев у друзей» была исполнена та самая программа, что услышат венцы сегодня в «Музикферайне».
Увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила», с которой начинается концерт — праздник, торжество, оркестр играет в хорошем смысле пафосно, передавая сказочность музыки композитора, таинственную, добрую и лукавую Русь. Патетика Глинки хорошо прочувствована дирижером, в ней есть русская широта, дали неоглядные, гордость за Россию.
Во втором фестивальном вечере Денису Мацуеву выпало играть концерт № 2 Чайковского, про который сказать, что он сложный — не сказать ничего. Виртуозная первая часть, лирическая стихия второй части, когда пианиста и солирующие скрипку и виолончель оркестр словно бережно поддерживает, и, наконец, финал — страстный, яростный, но светлый, как весенний ливень.
Концерт Чайковского как его трактовали Мацуев и Сладковский оставил ощущение озоновой свежести,
той самой, что бывает в воздухе в первые минуты после того, как отгремела сильная гроза.
Впрочем, раскаты грома были еще впереди — Мацуев бисировал, и это была «Пещера горного короля» Грига, где темп все убыстрялся и убыстрялся, потом неожиданно замедлялся, и словно эхо проносилось под сводами таинственной пещеры. В зале же стоял иной гром — долгих оваций оркестру, дирижеру и солисту.
Второе отделение концерта — простор для импровизации оркестра и дирижера. Зал услышал не так часто исполнявшиеся в Казани «Картинки с выставки» Мусоргского.
Музыкальные полотна, где каждая деталь была тщательно «выписана», сюжеты, которые были занимательными, ироничными, трогательными. И в этом «художественном альбоме», как его выстроил дирижер,
поражало сочетание разных художественных направлений — от академизма до импрессионизма, последний был прочитан дирижером словно в подсознании автора.
Два трудных вечера, когда исполнялись сложные, насыщенные программы, и оркестр, и дирижер, и солист выдержали достойно. Можно быть уверенными — к своему первому европейскому турне ГСО РТ подошел в отличной форме и с хорошим репертуарным багажом.