Сложную задачу — соединить в одной программе таких непохожих композиторов, как Кабалевский и Пуленк, да ещё преподнести это как детскую программу — взял на себя Симфонический оркестр Фландрии.
Кроме того, что оба жили и творили в двадцатом веке и пользовались для этого гаммой из семи нот, общего у них весьма немного. Тем не менее сюита Кабалевского «Комедианты» была сюжетно присоединена к «Истории слонёнка Бабара» (L'histoire de Babar, le petit éléphant) Пуленка, и обе искромётно исполнены оркестром под управлением Мишеля Тилкена и двумя чтецами — а также артистами-жонглёрами-танцорами — Тиной Маревут и Стивеном Бирсманс.
Музыка Кабалевского слушается рядом с последующим Пуленком несколько трафаретно. Даже будучи под влиянием Прокофьева, Кабалевский преподносит просто структурную сетку, послушно следуя заданным названиям частей — вальс, марш, галоп и так далее, — разбавляя это всё короткими интермеццо, маленькой лирической сценой и тому подобным. Недлинные музыкальные мысли, предсказуемые ходы; непременный сверхоптимистичный финал венчает всю конструкцию.
Хорошо, что устроители концерта весьма разумно поместили «Комедиантов» перед «Бабаром», а не наоборот, иначе провал музыкального текста и сворачивание многоцветия Пуленка в более примитивный язык, вроде шестицветного набора карандашей, был бы губителен.
Сюжетная линия артистами была выстроена так: под Кабалевского разыгрывается история двух цирковых слонов. Пока оркестранты меняют ноты на пюпитре, готовясь играть следующую половину концерта, сюжет, рассказываемый актёрами, очень лирично переходит к тому, что у этой пары слонов родился маленький слонёнок. Далее следует его история.
«История слонёнка Бабара» — это нечто среднее между «Карнавалом животных» Сен-Санса (больше по выбору анималистической тематики, чем в богатстве представленного музыкального зоопарка) и «Петей и волком» Прокофьева.
Сюжет, как водится, странен необычайно. После гибели матери слонёнок бежит со всех ног три дня и три ночи, пока не останавливается в большом городе, где с изумлением рассматривает высокие дома и длинные улицы. Там его случайно замечает экстравагантная пожилая дама, буквально усыновляет, дарит в безраздельное пользование кошелёк с неограниченным кредитом: на обновки и автомобиль. Слонёнок пользуется благами цивилизации, но скучает о родном лесе и возвращается туда. Там как раз король слонов съел ядовитый гриб и умер, так что подросшего Бабара единогласно венчают на царство, заодно он женится на бывшей подружке детства слонихе Селесте. Коронация, свадьба, гости, народное гуляние. Примерно так.
Музыкально же это необыкновенно яркое произведение, со смешными эффектами, звукоподражанием, щебетом и клаксонами. Язык по сравнению с «родительской историей» от Кабалевского усложнён, что и понятно, всё-таки с тем, что язык детей отличается от родительского, теперь даже и у слонов, не поспоришь. Прогресс налицо. Ритмическая прихотливость, изобретательность оркестровки Пуленка становятся украшением концерта.
Дети в восторге... За более, чем часовой концерт, идущий без перерыва, они не утрачивают внимания, хохочут, повизгивают, страстно откликаются на музыкально-сюжетные призывы. Так что соединение в одном концерте столь разных композиторов можно отнести к удачным экспериментам оркестра.
Состоялись же эти концерты в Брюгге и Антверпене во время Рождественских каникул.