В Москве стартовал главный столичный марафон авангардных театральных постановок – фестиваль NET (Новый европейский театр). Уже начались показы включенных в программу московских спектаклей, но в концентрированном виде, как парад гастролеров, фестиваль пройдет с 15 по 30 ноября. В эпицентре находится берлинский театр «Шаубюне», который привозит в Москву сразу два спектакля. «Дыхание» Кэти Митчелл покажут в помещении еще не до конца отремонтированного Электротеатра «Станиславский» 29 и 30 ноября, который в будущем обещает стать главной фестивальной площадкой NET и платформой для смелых экспериментов композитора Дмитрия Курляндского, ставшего недавно музыкальным руководителем этого театра. Кроме «Дыхания» в Электротеатре, также в рамках фестиваля, пройдет открытая репетиция спектакля Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», а его премьера состоится в январе.
Второй спектакль «Шаубюне» — «Тартюф» по Мольеру в постановке Михаэля Тальхаймера – пройдет на сцене Театра Наций 29 и 30 ноября. Таким образом, замечательный дуэт звезд труппы Дженни Кениг и Кристофа Гавенды будет выступать в театре на Тверской, 23 (Электротеатр «Станиславский» формируется на основе старого драмтеатра имени Станиславского), и в это самое время вторая часть компании во главе с Ларсом Айдингером (Тартюф) – на параллельной улице!
Среди других почетных гастролеров – Деклан Донеллан, «Театрэ э компании» и «Чик бай джаул» со спектаклем «Король Убю» (21 и 22 ноября, Театр Наций), Жоэль Помра и «Компани Луи Бруйяр» с «Великой и невероятной историей коммерции» (19 и 20 ноября, ЦИМ), Оскар Коршуновас и его театр с «Последней лентой Крэппа» (26 и 27 ноября, Театр «Студия Театрального искусства).
И на самом пике фестиваля – 26 ноября – в Камерном зале ММДМ покажут «Зимний путь» Франца Шуберта, в котором самым невероятным образом объединились три гиперталанта – от музыки, вокала и изобразительного искусства. Знаменитый баритон и большой специалист по шубертовским «Lieder» Матиас Гёрне поет, идеолог концертных программ Зальцбургского фестиваля, интендант Венского фестиваля, а также известный пианист Маркус Хинтерхойзер – за роялем, а южноамериканец Уильям Кентридж, один из самых ярких и самобытных на сегодняшний день художников-графиков, нарисовал декорации и сделал из них мультфильм-коллаж. Уникальная продукция прогремела на прошлом фестивале в Экс-ан-Провансе и Венском фестивале. Этот «Зимний путь» ломает стереотипы и очищает путь к открытию новых истин в главном трагическом опусе Шуберта.
Как это происходит? Во-первых. Гёрне, который очень трепетно относится к традиции исполнения песен Шуберта, согласился «вынести» страдания лирического героя «Зимнего пути» на всеобщее обозрение. Это уже немалый комплимент постановке. Через рисованные углем картинки Кентриджа остросоциального содержания, лирический герой уподоблен гоголевскому «маленькому человеку», который не может больше молчать «под липой» о своей трагедии. И, во-вторых, Хинтерхойзер – первый исполнитель всяких авангардных музыкальных опусов наших дней – берется вдруг за изящный романтический материал, и ему, вернувшемуся из путешествия в будущее, явно есть, что сказать про Шуберта.
Фото Э. Кареккьо, П. Берже, Й. Перссон