Прекрасная Кармен, ужасная «Кармен»

О выступлении Эвы-Мо Юбо в спектакле Венской оперы

Эва-Мо Юбо [1] — одна из тех оперных актрис, которым подвластно всё и на выступления которых стоит ходить даже вне зависимости от качества спектаклей, в которых они участвуют. Певица обладает сияющим тембром, отточенной техникой и артистической харизмой и умеет грамотно использовать свои профессиональные ресурсы для создания незабываемых ролей. Это редкость.

Таким событием, обязательным для посещения, стало выступление певицы в партии Кармен, которую Эва-Мо Юбо интерпретирует в современно актуальном ключе: перед нами узнаваемая эмоционально прожжённая фабричная девчоночка, главным отличием которой от остального трудового коллектива является модельная внешность (ну вот повезло с генетикой) и отсутствие чувства самосохранения. Она, как Майк Тайсон, откусывает ухо караульному бугаю-капралу (блистательная работа колоритного русского баса Ильи Казакова) и доводит до исступлённости и преступления Хозе.

Но самое главное, как и в других работах певицы, видим многослойный генетический портрет героини — одинокой женщины с израненной душой и разбитым сердцем. Это удивительное прочтение напоминает нам о том, что очень часто характер и поступки оголтелой стервы скрывают под своими латами доверчивую и одинокую душу брошенного ребёнка. Едва ли не впервые в истории оперы Бизе мы видим столь глубокое философско-актуальное решение образа Кармен.

Мелодраматическим альтер-эго Кармен становится Микаэла в роскошном исполнении Славки Замечниковой: в режиссёрской концепции авторов спектакля Микаэла — девушка с характером, готовая, если надо, и сдачи дать, и с оружием в руках бороться за своего мужчину.

Расклад мужских персонажей в вокальном плане был тоже весьма гармоничным: яркие крещендо, культурные пиано и убедительная актёрская игра отличали работу Майкла Фабиано в партии Хозе, а его психологическим контрапунктом в композиции образов был эталонный каскадёр Эскамильо в головокружительно дерзком и ярком исполнении Роберто Тальявини.

Прекрасный хор Венской оперы был сегодня не в тонусе и местами не в голосе («не в голосах»), оркестр Венской оперы под управлением Александра Соди играл корректно, но без темперамента, детский хор был критически слаб [2].

Но хуже всех оказался невыносимо устаревший спектакль Каликсто Биейто.

Я много о нём писал, поскольку эта провокационная работа с разбоями, драками, групповыми изнасилованиями, голыми артистами и армейскими садистами, является хорошим плацдармом для точечной самореализации не только исполнителей главных партий, но и таких выдающихся артистов, как упомянутый уже Илья Казаков (Цунига), Илеана Тонка (Фраскита), Альма Нойхаус (Мерседес), Стефан Астахов (Моралес) и др. Но вместе с тем оперным шоу, отвечающим статусу Венской оперы, этот спектакль о жизни приграничного гарнизона начала нулевых явно не является. Поясню.

Столичный театр — это, прежде всего, многофункциональный культурный центр, в который люди приходят с определёнными целями. Я почти уверен, что среди этих целей визита в театр нет желания увидеть не симулируемый, а реальный оральный секс или групповое изнасилование с дальнейшим истязанием женского тела на флагштоке. Конечно, «Кармен» не детская партитура (как и «Травиата», к слову), и я бы не стал серьёзно рассматривать приемлемость постановки для семейного просмотра как признак уместности или художественности чего бы то ни было на сцене любого театра. Но не упомянуть об этом тоже было бы некорректным: спектакль К. Биейто, идущий сегодня на сцене Венской оперы, предлагает довольно травмирующий контент.

Однако этот спектакль не может быть рекомендован людям, интересующимся оперным искусством по другим причинам: спектакль просто непрофессионально сделан.

Это плохая работа со сценическим пространством, которое просто ничем не заполнено, это неэстетические скверно сделанные и не работающие даже на внутреннюю драматургию режиссёрской концепции костюмы; это незрелищные безграмотно выстроенные мизансцены (с верхних ярусов вообще непонятно, что там происходит) и т.д., и т.п.

Остаётся только пожелать, чтобы Венская опера поскорее избавилась от этого убожества Каликсто Биейто.

Примечания:

1) См. материалы о выступлениях певицы в Париже, Вене и Зальцбурге.

2) Дети — это, конечно, святое, но уже не в первый раз складывается ощущение, что в Вене дети петь не умеют (как в другом спектакле К. Биейто).

Фото © Wiener Staatsoper / Michael Pöhn

В обуви этой фирмы довольно сложно почувствовать себя в роли обольстительной Кармен — в ней просто удобно. Посетите страницу https://argesto.ru/woman/obuv/zhenskaya-santoni/, чтобы оценить обувь настоящего итальянского дизайна и первоклассного качества.

реклама