55 лет на сцене
Русская музыка насчитывает не один десяток замечательных музыкантов, среди которых особое место занимает пианист Наум Штаркман. Еще в далекие 50-е, с первых международных конкурсов, за ним закрепилась репутация музыканта, тонко чувствующего «сердце» инструмента, глубоко проникающего в каждый изгиб фактуры и сущность исполняемого произведения. За трепетное и бережное отношение к звуку его нарекли «поэтом фортепиано». Эта лирическая формула как нельзя лучше выражает его исполнительскую манеру, в которой все подчинено созданию определенного звукового образа.
«Вибрация» насыщенного фортепианного звука является ценнейшим качеством игры маэстро. «Бархатное» звучание голоса Зары Долухановой, «обволакивающий» звук виолончелиста Пабло Казальса — такие ассоциации возникают при восприятии музыки на концертах мастера. Вокально-речевая поэтика проходит через все творчество пианиста, но особенно высоко ценители музыки ставят штаркмановские монографические концерты-циклы из песен Шуберта, произведений Шопена и Моцарта. Из обширного списка исполняемых Штаркманом авторов, пожалуй, именно Фридерик Шопен является композитором его дыхания. Исполнение шопеновских произведений наиболее полно отражает и выражает пианистический облик артиста.
Аудиосказки для детей — незаменимый помощник заботливых родителей. На Frigato.ru — огромный выбор произведений русских и зарубежных писателей.
Ученик Константина Игумнова, Штаркман глубоко воспринял его уроки исполнительства, и первый из них — максимальная приближенность исполнительской трактовки к замыслу автора. Наум Львович описывает атмосферу в классе Игумнова: «Свободная индивидуальная трактовка, никаких рецептов и натаскиваний. Все было пронизано духом исполнительского сотрудничества». Отношение живого участия культивируется сегодня и в классе самого Штаркмана в Московской консерватории. Он продолжает игумновские традиции не только в исполнительской деятельности, но и в методике преподавания, стремится сохранить самое драгоценное музыкальное наследие прошлого, «рифмуя» его с ритмами и образами сегодняшнего дня. Ученики Штаркмана знают, как прав был Шопен, утверждая, что требовательный вкус должен опираться на техническое совершенство, интуиция — на сознательное понимание формы, а индивидуальные качества — на способность к объективной оценке. Именно это многие годы воспитывается в классе Наума Штаркмана. Неотъемлемыми его качествами как педагога являются уникальная эрудиция, сила убеждения в общении со студентами. Штаркман считает, что любая скованность отражается, прежде всего, на звуке, а виртуозность пагубна, когда «опережает» смысл.
Штаркману рукоплескали, пожалуй, слушатели всех стран мира, поражаясь качеством сложных и часто меняющихся программ. На открытии музыкального сезона 2004/05 года, 55-го для пианиста, в его исполнении прозвучали оба шопеновских концерта. Артистическая деятельность музыканта имеет и просветительскую направленность. Абонементы «Играет и рассказывает Наум Штаркман», охватывающие пятнадцать сезонов, завоевали популярность не только среди будущих музыкантов, но и среди старшего поколения. Его рассказы завораживают живой, умной речью, поражают историческими фактами, бытовыми зарисовками. Слушатели благодарны артисту за ту щедрость, с которой он вводит аудиторию в полный открытий музыкальный мир.
Портрет музыканта был бы неполным, если бы мы не упомянули о его творческих связях с известными музыкантами, которым Штаркман придает немалое значение. Ему дороги встречи с такими прекрасными вокалистами, как Виктория Иванова, Константин Лисовский; виолончелистами Натальей Шаховской и Иваном Монигетти; скрипачами Эдуардом Грачом, Альбертом Марковым, Мариной Яшвили, Ириной Бочковой. Он выступал в ансамбле не только с солистами, но и с квартетами: имени Бородина, Танеева, Глинки.
Ряд триумфальных концертов артиста в Москве в нынешнем юбилейном сезоне показал, что пианист и сегодня в прекрасной форме. Его неповторимое искусство продолжает радовать ясностью и искренностью, подчиненными воле замечательного мастера.
Нана Габриэлян