Elena Zaremba
Елена Заремба родилась в Москве. Среднюю школу закончила в Новосибирске. Вернувшись в Москву, поступила в Музыкальное училище имени Гнесиных на эстрадно-джазовое отделение. После его окончания поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных на вокальное отделение. Будучи студенткой, в 1984 году выиграла конкурс в стажерскую группу Государственного академического Большого театра (ГАБТ). В качестве стажера исполнила ряд партий меццо-сопрано/контральто в русских и зарубежных операх. Театральный дебют состоялся в роли Лауры в опере «Каменный гость» Даргомыжского, а партию Вани на сцене Большого театра певице довелось исполнять даже в двух постановках оперы Глинки: в старой («Иван Сусанин») и новой («Жизнь за царя»). Премьера «Жизни за царя» с триумфом прошла в 1989 году в Милане на открытии гастролей Большого театра на сцене театра «Ла Скала». И среди участников той «исторической» миланской премьеры была и Елена Заремба. За исполнение партии Вани она получила тогда высшую оценку итальянской критики и публики. В прессе о ней так и писали: зажглась новая звезда.
С этого момента и начинается ее подлинная мировая карьера. Продолжая работать в Большом театре, певица получает множество ангажементов в разные театры по всему миру. В 1990 году состоялся ее первый самостоятельный дебют в лондонском «Ковент-Гарден»: под управлением Бернарда Хайтинка в опере «Князь Игорь» Бородина она исполнила партию Кончаковны в ансамбле с Сергеем Лейферкусом, Анной Томовой-Синтовой и Паатой Бурчуладзе. Этот спектакль был записан английским телевидением, а позже выпущен на видеокассете (VHS). После этого приходит приглашение спеть Кармен от самого Карлоса Клайбера, но впоследствии маэстро, известный своей переменчивостью в отношении собственных планов, задуманный им проект внезапно покидает, так что свою первую Кармен Елене Зарембе предстоит спеть несколько позже. На следующий год с Большим театром певица выступает в Нью-Йорке (на сцене «Метрополитен-опера»), в Вашингтоне, Токио, Сеуле и на Эдинбургском фестивале. 1991 год стал и годом дебюта в партии Элен Безуховой опере «Война и мир» Прокофьева, который состоялся в Сан-Франциско под руководством Валерия Гергиева. В этом же году Елена Заремба дебютировала в Венской государственной опере в «Бале-маскараде» Верди (партия Ульрики) и вместе с Катей Риччарелли и Паатой Бурчуладзе приняла участие в гала-концерте на сцене Венской филармонии. Через некоторое время в Париже состоялась запись оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», в которой певица исполнила партию Сонетки. Эта запись с Марией Юинг в главной партии под управлением Мюнг-Вун Чунга была номинирована и на американскую премию «Грэмми», и Елена Заремба была приглашена в Лос-Анджелес на ее вручение.
В 1992 году, благодаря английской видео- и звукозаписывающей компании MC Arts, опера «Жизнь за царя» Глинки в постановке Большого театра (под управлением Александра Лазарева и с участием Елены Зарембы) была увековечена для истории с дальнейшим ремастерингом в цифровом формате: DVD-релиз этой уникальной записи сегодня хорошо известен на рынке музыкальной продукции во всем мире. В этом же году состоялся дебют певицы в опере Бизе «Кармен» на фестивале в австрийском Брегенце (режиссер – Джером Савари). Затем была «Кармен» в Мюнхене на сцене Баварской государственной оперы под руководством Джузеппе Синополи. После удачного немецкого дебюта, этот спектакль в Мюнхене она пела на протяжении ряда лет.
Сезон 1993 – 1994. Дебют в «Кармен» в «Арена ди Верона» (Италия) с Нунцио Тодиско (Хозе). Дебют в Париже в Опере Бастилии в «Бале-маскараде» (Ульрика). Новая постановка Вилли Деккера «Евгения Онегина» Чайковского под управлением Джеймса Конлона (Ольга). Приглашена в Кливленд на празднование 75-летия Кливлендского оркестра во главе с Кристофом фон Донаньи. «Борис Годунов» Мусоргского (Марина Мнишек) на Зальцбургском фестивале под управлением Клаудио Аббадо с Анатолием Кочергой и Самуэлем Реми. Исполнение и запись оратории «Иошуа» Мусоргского с Клаудио Аббадо в Берлине. «Реквием» Верди под управлением Антонио Гваданьо с Катей Риччарелли, Йоханом Ботой и Куртом Ридлом во Франкфурте. Реализация проекта новой постановки оперы «Кармен» Бизе на Олимпийском стадионе в Мюнхене (Кармен – Елена Заремба, Дон Хозе – Хосе Каррерас). «Реквием» Верди в Берлинской «Штаатсопер» и в Швейцарии с Мишель Крайдер, Петером Зайфертом и Рене Папе под управлением Даниэля Баренбойма.
Сезон 1994 – 1995. Гастроли с Венской государственной оперой в Японии c оперой «Борис Годунов». Запись «Бориса Годунова» (Хозяйка корчмы) с Клаудио Аббадо в Берлине. «Кармен» под управлением Мишеля Плассона в Дрездене. Новая постановка «Кармен» в «Арена ди Верона» (режиссер – Франко Дзеффирелли). Затем снова «Ковент-Гарден» в Лондоне: «Кармен» с Джино Килико (Эскамильо) под управлением Жака Делакота. «Борис Годунов» (Марина Мнишек) в Венской государственной опере с Сергеем Лариным (Самозванец) под управлением Владимира Федосеева. Позже в Венской государственной опере – «Кольцо нибелунга» Вагнера (Эрда и Фрикка). «Бал маскарад» Верди с Марией Гулегиной и Питером Дворским в Мюнхене. «Бал маскарад» Верди в театре «Ла Моннэ» в Брюсселе и концерт, посвященный 300-летию этого театра с трансляцией по телевидению на всю Европу. Запись «Бала-маскарада» в Свон-Лайке под управлением Карло Рицци с Владимиром Черновым, Мишель Крайдер и Ричардом Личем. Дебют в роли Ратмира в опере Глинки «Руслан и Людмила» под управлением Валерия Гергиева с Владимиром Атлантовым и Анной Нетребко в Сан-Франциско. «Кармен» с Нилом Шикоффом в Мюнхене. «Кармен» с Луисом Лимой в Венской государственной опере (дирижерский дебют Пласидо Доминго). «Кармен» под управлением Гарсия Наварро с Сергеем Лариным (Хозе) в Болонье, Ферраре и Модене (Италия).
1996 – 1997 годы. По приглашению Лучано Паваротти принимает участие в концерте Нью-Йорке под названием «Паваротти плюс» («Авери Фишер Холл» в Линкольн-центре, 1996). «Хованщина» Мусоргского (Марфа) в Гамбургской государственной опере, затем новая постановка «Хованщины» в Брюсселе (режиссер – Штай Винге). «Князь Игорь» Бородина (Кончаковна) в новой постановке Франчески Замбелло в Сан-Франциско. «Набукко» Верди (Фенена) в лондонском «Ковент-Гарден», затем во Франкфурте (с Геной Димитровой и Паатой Бурчуладзе). Новая постановка оперы «Кармен» в Париже под управлением Гарри Бертини, при участии Нила Шикоффа и Анжелы Георгиу. «Кармен» с Пласидо Доминго (Хозе) в Мюнхене (юбилейный спектакль Доминго на летнем фестивале в Баварской государственной опере с трансляцией на большом экране на площади перед театром для более чем 17000 зрителей). В этом же сезоне дебют в партии Далилы в опере Сен-Санса «Самсон и Далила» в Тель-Авиве в постановке Венской государственной оперы, а параллельно в Гамбурге – «Кармен». «Риголетто» Верди (Маддалена) в Сан-Франциско. Восьмая симфония Малера на открытии нового концертного зала в Сан-Пёльтене (Австрия) под управлением Фабио Луизи.
1998 – 1999 годы. Открытие сезона в опере Ниццы исполнением «Летних ночей» Берлиоза. Юбилей Пласидо Доминго в «Пале-Гарнье» («Гранд-опера») в Париже – концертное исполнение оперы «Самсон и Далила» (Самсон – Пласидо Доминго, Далила – Елена Заремба). Затем дебют в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, который прошел с огромным успехом (Азучена в «Трубадуре» Верди). «Набукко» Верди в «Сантори Холл» (Токио) под управлением Даниэля Орена с Марией Гулегиной, Ренато Брузоном и Ферруччо Фурланетто (спектакль был записан на CD). Концертное исполнение оперы «Кармен» с японскими певцами в новом здании Оперного театра Токио. Затем «Евгений Онегин» (Ольга) в Париже (в Опере Бастилии) с Томасом Хэмпсоном. Новая постановка «Фальстафа» Верди во Флоренции под управлением Антонио Паппано (с Барбарой Фриттоли, режиссер – Вилли Деккер). «Кармен» в Бильбао (Испания) под управлением Фредерика Шаслана с Фабио Армильято (Хозе). Сольный концерт в Гамбургской опере (партия фортепиано – Ивари Илья).
Сезон 2000 – 2001. «Бал маскарад» в Сан-Франциско и Венеции. «Кармен» в Гамбурге. Новая постановка Льва Додина «Пиковой дамы» Чайковского (Полина) в Париже под управлением Владимира Юровского (с Владимиром Галузиным и Каритой Маттилой). По приглашению Кшиштофа Пендерецкого, приняла участие в его фестивале в Кракове. Новая постановка «Бала-маскарада» с Нилом Шикоффом, Мишель Крайдер и Ренато Брузоном в «Сантори Холл» (Токио). «Торжественная месса» Бетховена под управлением Вольфганга Заваллиша в Академии «Санта-Чечилия» в Риме (с Роберто Скандьюцци). Далее «Бал-маскарад» на фестивале в Брегенце под управлением Марчелло Виотти, и там же «Реквием» Верди при участии Хора Минина. Постановка Джерома Савари оперы Верди «Риголетто» с Анн Рут Свенсон, Хуаном Понсом и Марсело Альваресом в Париже, затем «Кармен» в Лиссабоне (Португалия). Новая постановка Франчески Замбелло оперы Верди «Луиза Миллер» (Федерика) с Марчело Джордани (Рудольф) в Сан-Франциско. Новая постановка «Войны и мира» Франчески Замбелло в Опере Бастилии под управлением Гарри Бертини.
Сезон 2001 – 2002. 60-летний юбилей Пласидо Доминго в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (с Доминго – 4-й акт «Трубадура» Верди). Затем в «Метрополитен-опера» – «Бал-маскарад» Верди (дирижерский дебют Доминго в этой опере). Новая постановка Дэвида Алдена «Пиковой дамы» Чайковского в Мюнхене (Полина). «Кармен» в Дрезденской филармонии с Марио Маланьини (Хозе). Запись «Торжественной мессы» Бетховена в Бонне на родине композитора. Возобновление постановки Франчески Замбелло оперы Прокофьева «Война и мир» (Элен Безухова) под управлением Владимира Юровского с Ольгой Гуряковой, Натаном Ганном и Анатолием Кочергой в Опере Бастилии (записана на DVD). «Фальстаф» в Сан-Франциско (Миссис Квикли) с Нэнси Густафсон и Анной Нетребко. С Берлинским симфоническим оркестром под управлением Леора Шамбадаля записан сольный аудиодиск «Елена Заремба. Портрет». «Бал-маскарад» под управлением Пласидо Доминго в Вашингтоне с Марчелло Джордани (Граф Ричард). По приглашению Лучано Паваротти приняла участие в его юбилее в Модене (гала-концерт «40 лет в опере»).
*Сезон 2002 – 2003. «Трубадур» в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. «Кармен» в Гамбурге и Мюнхене. Новая постановка Франчески Замбелло оперы Берлиоза «Троянцы» (Анна) под управлением Джеймса Левайна в «Метрополитен-опера» (с Беном Хепнером и Робертом Ллойдом). «Аида» в Брюсселе под управлением Антонио Паппано в постановке Роберта Уилсона (после прохождения всего цикла репетиций выступления в спектаклях не состоялись из-за болезни – воспаления легких). Новая постановка Франчески Замбелло оперы Вагнера «Валькирия» в Вашингтоне с Пласидо Доминго под управлением Фритца Хайнца. «Золото Рейна» Вагнера (Фрика) под управлением Петера Шнайдера в театре «Реал» в Мадриде. Сольный концерт в Берлинской филармонии с Берлинским симфоническим оркестром под управлением Леора Шамбадаля. Участие в концерте «Лучано Паваротти поет Джузеппе Верди» в Монте-Карло. «Кармен» в «Сантори Холл» в Токио с Нилом Шикоффом и Ильдаром Абдразаковым.
Сезон 2003 – 2004. Новая постановка Андрея Щербана оперы Мусоргского «Хованщина» (Марфа) под управлением Джеймса Конлона во Флоренции (с Роберто Скандьюцци и Владимиром Огновенко). Возобновление «Пиковой дамы» Чайковского (Полина) в нью-йоркской «Метрополитен-опера» под управлением Владимира Юровского (с Пласидо Доминго и Дмитрием Хворостовским). После этого в «Метрополитен-опера» – «Кольцо нибелунга» Вагнера под управлением Джеймса Левайна с Джеймсом Моррисом (Вотан): «Золото Рейна» (Эрда и Фрика), «Валькирия» (Фрикка), «Зигфрид» (Эрда) и «Гибель Богов» (Вальтраута). «Борис Годунов» в «Дойче Опер» в Берлине под управлением Михаила Юровского. Новые постановки «Бала-маскарада» Верди в Ницце и в Сан-Себастьяне (Испания). Новая постановка Джанкарло дель Монако оперы «Кармен» в Сеуле (Южная Корея) на Олимпийском стадионе с Хосе Курой (постановка собрала 40000 зрителей, а на стадионе был установлен самый большой в мире проекционный экран (100 м х 30 м). Аудиозапись на CD «Трубадура» Верди под управлением маэстро Стивена Меркурио (с Андреа Бочелли и Карло Гуэльфи).
2005 год. Третья симфония Малера на фестивале во Вроцлаве (записана на CD). Сольный концерт «Романсы русских композиторов» во Дворце искусств в Брюсселе (партия фортепиано – Ивари Илья). Серия концертов в римской академии «Санта-Чечилия» под управлением Юрия Темирканова. Новая постановка оперы Понкьелли «Джоконда» (Слепая) в барселонском театре «Лисеу» (с Деборой Войт в главной партии). Концерт «Русские сны» в Люксембурге (партия фортепиано – Ивари Илья). Возобновление в Париже «Войны и мира» Прокофьева (Элен Безухова) в постановке Франчески Замбелло. Серия концертов в Овиедо (Испания) – «Песни об умерших детях» Малера. Новая постановка в Тель-Авиве оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» (Далила) голливудским режиссером Майклом Фридкиным. «Кармен» на арене «Лас-Вентас» в Мадриде – самой большой в Испании арене для боя быков.
2006 – 2007 годы. Новая постановка «Троянцев» в Париже с Деборой Поласки. «Бал-маскарад» в Гамбурге. «Евгений Онегин» Чайковского (Ольга) в «Метрополитен-опера» под управлением Валерия Гергиева с Дмитрием Хворостовским и Рене Флеминг (записана на DVD и транслировалась в прямом эфире в 87-ми кинотеатрах Америки и Европы). Новая постановка Франчески Замбелло оперы «Валькирия» в Вашингтоне с Пласидо Доминго (также записана на DVD). Опера «Хованщина» Мусоргского в театре «Лисеу» в Барселоне (записана на DVD). «Бал-маскарад» на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (Флоренция) с Рамоном Варгасом и Виолетой Урманой.
2008 – 2010 годы. Опера «Джоконда» Понкьелли (Слепая) в театре «Реал» в Мадриде с Виолетой Урманой, Фабио Армильято и Ладо Атанели. «Кармен» и «Бал-маскарад» в Граце (Австрия). «Реквием» Верди во Флоренции под управлением Джеймса Конлона. «Бал-маскарад» мадридском театре «Реал» с Виолеттой Урманой и Марсело Альваресом (записана на DVD и транслировалась в прямом эфире в кинотеатрах Европы и Америки). «Кармен» в «Дойче Опер» в Берлине с Нилом Шикоффом. «Валькирия» в Ла-Корунье (Испания). «Бал-маскарад» в Гамбурге. «Кармен» (гала-представление в Ганновере. «Золото Рейна» (Фрикка) в Севилье (Испания). «Самсон и Далила» (концертное исполнение во Фрайбургской филармонии, Германия). «Реквием» Верди в Гааге и Амстердаме (с Куртом Молем), в канадском Монреале (с Сондрой Радвановски, Франко Фариной и Джеймсом Моррисом) и в Сан-Паулу (Бразилия). Сольные концерты в Берлинской филармонии, в Мюнхене, в Гамбургской опере, в театре «Ла Моннэ» в Люксембурге. В их программы вошло исполнение сочинений Малера (Второй, Третьей и Восьмой симфоний, «Песни о Земле», «Песен об умерших детях»), «Летних ночей» Берлиоза, «Песен и плясок смерти» Мусоргского, «Шести поэм Марины Цветаевой» Шостаковича, «Поэмы о любви и о море» Шоссона. 1 декабря 2010 года, после 18-летнего отсутствия в России, Елена Заремба дала сольный концерт на сцене зала Дома ученых в Москве.
2011. 11 февраля 2011 года сольный концерт певицы состоялся в Центре Павла Слободкина: он был посвящен памяти великой русской певицы Ирины Архиповой. Елена Заремба приняла участие в юбилее «Радио “Орфей”» в Государственном Кремлевском Дворце, в юбилейном концерте оркестра «Русская филармония» в Доме музыки под управлением Дмитрия Юровского (кантата «Александр Невский»). 26 сентября выступила в концерте Зураба Соткилавы в Малом зале Московской консерватории, а 21 октября дала свой первый сольный концерт в Большом зале Московской консерватории. В начале ноября в новой постановке «Руслана и Людмилы» Глинки (режиссер – Дмитрий Черняков), премьерой которой историческая сцена Большого театра открылась после длительной реконструкции, исполнила партию волшебницы Наины.
По материалам собственного curriculum vitae певицы.