О двух осенних проектах Фонда Елены Образцовой
Концерты и разнообразные вечера под эгидой Фонда Елены Образцовой давно стали доброй приметой музыкальной жизни Москвы, но первое его значимое мероприятие в начале нынешнего сезона (при поддержке фонда Президентских грантов) – проведение в первопрестольной Международного конкурса теноров «Хосе Каррерас Гран-при». Влиться в состав его слушательской аудитории априори намеревался и автор этих строк. Что и говорить: событие беспрецедентное! Однако планы нарушила поездка в Будапешт на III Международный конкурс вокалистов Евы Мартон, которая свалилась буквально, как снег на голову. Мероприятия – абсолютно родственные, и оба конкурса состоялись практически в одно и то же время, а их финалы – нарочно не придумаешь – прошли в один день 15 сентября!..
В настоящих заметках речь пойдет о двух концертах Фонда, состоявшихся с разницей в три дня и объединенных участием в них лауреатов международных конкурсов Елены Образцовой разных лет. 28 сентября в Большом зале Московской консерватории прошло концертное исполнение оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», а 1 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского – большой гала-концерт. Генеральная предпосылка проведения всех мероприятий Фонда нынешнего сезона – посвящение их 80-летию Елены Образцовой, которое будет отмечаться в июле 2019 года, так что названные концерты – одни из первых, и из этого знаменательного ряда не выпадают, конечно же, и они.
«Евгений Онегин» Чайковского к 140-летию первой постановки
Эта памятная дата будет отмечаться лишь весной следующего года, так что нынешнее посвящение – несколько упреждающее, заблаговременное. Впрочем, для этого, скорее всего, были объективные причины, ведь исполнившая партию Татьяны Любовь Петрова, лауреат I премии самого первого Конкурса молодых оперных певцов (1999), будучи связанной многочисленными зарубежными контрактами, в Москве появляется не так уж часто, и то, что певица смогла приехать сейчас, – для столичных меломанов большая удача. Со времени ее последнего концерта в Малом зале Московской консерватории прошло уже больше года, и новая встреча с исполнительницей не замедлила принести новые яркие впечатления…
Тем не менее, начнем с общего и фундаментального – с того, что в концертном исполнении оперы, состоявшемся в рамках проекта «Голоса наследия», осуществляемого фондом, приняли участие великолепные оркестр и хор московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. Место за дирижерским пультом занял молодой талантливый маэстро Тимур Зангиев, совсем недавний выпускник Московской консерватории (2017), но музыкант, уже имеющий довольно солидный опыт практической работы: с 2012 года он дирижер-ассистент, а с 2015-го – штатный дирижер Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Звучание оркестра под дирижерскими пассами этого молодого, необычайно чуткого к певцам маэстро было свежо, энергично и молодо, как он сам, и – при потрясающей сбалансированности, выверенности штрихов и нюансов – оно действительно сопровождало лирические сцены, какими их когда-то и задумал сам композитор. Одним словом, оркестр дарил в этот вечер море изысканного, рафинированного удовольствия, а сама опера, которую каждый меломан, конечно, давно уже успел выучить наизусть, заигранной ничуть не казалась!
И хотя участие Любови Петровой в партии Татьяны градус интриги этого концертного исполнения повысило весьма значительно, говоря о певцах, будем идти от второстепенных партий к главным, а о двух исполнителях (бас-баритоне Никите Воронченко, взявшем на себя партии-реплики Ротного и Зарецкого, и теноре Валерии Макарове, выступившем в харáктерно-игровом эпизоде партии Трике) скажем во второй части обзора. Начнем с того, что в этом проекте подобралась музыкально яркая триада меццо-сопрано. Неувядающим с годами вокальным мастерством, поистине роскошной контральтовой окраской голоса и высочайшей культурой пения в партии Лариной пленила Елена Заремба. Выразительно-глубокая, сочная фактура звучания голоса Юлии Меннибаевой, придав образу Ольги также и прелестно-игривую задорность, легла на эту партию поистине благодатно. Доверительно правдивыми, искренними, колоритно-яркими интонациями образ Филиппьевны (старой няни главной героини) уверенно музыкально удалось наполнить Анне Викторовой.
Три меццо-сопрано, три певческие индивидуальности с абсолютно разной творческой судьбой, три ипостаси феномена мощного, опьяняющего воздействия на слух... Елена Заремба – приглашенная мегазвезда этого проекта, и за ее плечами – головокружительная карьера на ведущих оперных сценах мира: к счастью, певица теперь снова с нами, и у нас сегодня есть возможность слышать ее в родных пенатах. Юлия Меннибаева – лауреат II премии Конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери (2012) и премии Фонда (2016). Анна Викторова – лауреат II премии Конкурса молодых оперных певцов (2006). Объединенные рамками одного исполнительского проекта, эта тройка меццо-сопрано, безусловно, стала его заведомо эксклюзивным музыкальным украшением.
Не считая нескольких реплик, партия Гремина – одна, но какая кантиленная, какая лирически просветленная басовая ария! Но в ней планку восторга от всего обсуждаемого вечера своим резонирующе зычным, бескантиленным звучанием заметно снизил лауреат I премии Конкурса молодых оперных певцов (2017) Годердзи Джанелизде. Для рецензента его победа на названном конкурсе всё еще пока остается загадкой, и, возможно, лишь со временем – в процессе дальнейшего творческого роста певца – эта загадка когда-нибудь убедительно да и разрешится… Во всяком случае, верить в это очень уж хочется!
Зато в партии Ленского замечательный лирический тенор Тарас Присяжнюк, лауреат I премии Конкурса молодых оперных певцов (2015), живительный бальзам на меломанскую душу смог пролить легко и щедро! Единственно, что всё же хотелось бы пожелать певцу, так это еще и еще поработать над кантиленой в арии его героя, исполнение которой в силу ее известности и популярности всегда находится под особым слушательским прицелом, а оно было всё же не вполне ровным, с досадными «ухабами». Но в остальных сценах и ансамблях певец показал полновесное, осмысленно зрелое постижение роли. Особенно поразила пульсация музыкально-драматического нерва исполнителя в сцене ссоры с Онегиным, в которой, как ни странно, практически «не было видно» самогó протагониста, но зато поистине потрясающее впечатление произвел ярчайший антагонист!
В трактовке баритона Алексея Маркова, лауреата I премии Конкурса молодых оперных певцов (2005), Онегина-протагониста в ансамбле с Любовью Петровой «не было видно» и в заключительной сцене оперы. Примадонна-сопрано была, а баритона-премьера не было! И второе предстало совершенно уж неожиданным! Регулярно часто слышать певца в живом звучании рецензенту не доводилось, но сразу же вспоминается прошлогодняя «Травиата» Верди в Большом театре России. Перерыв в живых впечатлениях от творчества названного исполнителя оказался долгим, и на том спектакле довелось приятно удивиться, даже поразиться тем, что в лирическом от природы голосе певца появились довольно отчетливо выраженные драматические обертоны. Для Жермона, партию которого он тогда, естественно, и пел, это было очень и очень кстати.
Даже в нынешней проблемной акустике Большого театра певца было слышно тогда очень даже хорошо, но в Большом зале консерватории объема эмиссии ему на сей раз явно не хватило. Чайковский, написал, конечно, лирические сцены, но ведь оркестровые! Ведь не камерные же в сопровождении фортепиано! А при всей музыкальной аккуратности, чего у певца не отнять, партию Онегина он провел в этот раз в подчеркнуто камерной манере, при которой пульсации «живого драматизма», в той мере, в какой это должно быть присуще голосам оперно-лирическим, увы, не было. Уже первая картина и сцена отповеди Татьяны обозначили предел его «лирического драматизма», а дальше у певца как-то всё развивалось по нисходящей. В итоге благодатнейшую для баритонов финальную сцену, которую на сей раз можно было лишь, что называется, «принять к сведению», эмоции восторга непредвиденно миновали…
А мастеровитая и опытная Любовь Петрова, сделав всё возможное и невозможное, на что только оказался способен ее лирический от природы голос, за годы блистательной карьеры певицы окрепший и приобретший спинтовость, из профессиональной схватки с весьма «коварной» и вокально-затратной в драматическом аспекте финальной сцены вышла подлинной победительницей! Если бы речь шла о природном лирико-драматическом сопрано, вокальный расклад был бы совсем иной. Но Любовь Петрова – обладательница сопрано лирического, хотя и с годами, как было сказано, окрепшего.
Застывшей субстанцией голос, естественно, быть не может: он постоянно меняется, развивается, творчески взрослеет... И то, что певице удалось сделать в партии Татьяны, не проиграв ни в чувстве стиля, ни в музыкальной изысканности, ни в акцентированности драматической аффектации, вызывает неподдельное восхищение! Ее Татьяна – особенная, не похожая ни на кого: это понимаешь уже со сцены письма, которую певица рисует настолько тонко, настолько завораживающе, настолько артистически убедительно, что слушать ее – необычайно интересно! И не просто интересно, а поистине увлекательно, ведь в этот хрестоматийный образ ей сполна удается вносить свежие ликующие интонации и особую рафинированную чистоту, так что партия Татьяны, словно рождаясь заново, наполняется потрясающе емкими и просветляюще сильными вокальными красками.
«К музыке» в Международный день музыки
1 октября – Международный день музыки, и гала-концерт, состоявшийся в этот день, не иначе как красивым по своей задумке – другого слова и не найти – назвать было нельзя, хотя стопроцентно сплошной вокальной ровностью отмечен он всё же не был. Как и «Хосе Каррерас Гран-при», этот вечер также прошел при поддержке Фонда Президентских грантов. Важным аспектом концерта, реализованным в контексте Международного дня музыки, стало включение его в рамки проекта «Дети – наследники великой музыкальной культуры», и в программе под названием «К музыке», наряду с признанными мастерами вокала на сей раз выступили и молодые исполнители, которым было отдано практически всё первое отделение концерта.
Гала-вечер прошел в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества (художественный руководитель и главный дирижер – Иван Рудин), однако в первых трех номерах дирижер Михаил Антоненко предстал еще и в ипостаси пианиста, коим является по своей первой специализации. Вместо увертюры, обычно открывающей сборные концерты, еще и дирижируя, он филигранно провел соло в финале Концерта Моцарта для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор. Под чуткий аккомпанемент пианиста выступили лауреат премии Фонда (2016), «серебристо-хрустальный» контратенор Тимур Сланов («Ave Maria» Каччини), и лауреат I премии Конкурса юных вокалистов (2018, старшая группа), сопрано Юлиана Ашурова (романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей»). С арии Анастасио из «Джустино» Вивальди маэстро занял место за дирижерским пультом, не покидая его до конца вечера, а раритет барокко прозвучал в изумительной интерпретации еще одного юного, но более опытного контратенора Юрия Юшкевича, лауреата I премии Конкурса юных вокалистов (2012, средняя группа) и дипломанта Конкурса молодых оперных певцов (2017).
После изысканно-тонкого прочтения камерного опуса стилистической отточенностью и музыкальностью Юлиана Ашурова захватила в арии Сюзанны из первого акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта, а на еще более зрелом, мастеровитом витке дорисовку музыкального портрета этой героини арией из четвертого акта продолжила сопрано Эльмира Караханова, лауреат I премии Конкурса юных вокалистов (2012, старшая группа). Портрет еще одной героини Моцарта создала наилегчайшая колоратурная сопрано Софья Цимбал, лауреат III премии Конкурса юных вокалистов (2012, старшая группа): в ее феерически виртуозной трактовке с уверенным звучанием верхних нот мы услышали знаменитую «арию мщения». Линию Моцарта завершила ария Фигаро: осмысленно, впечатляюще стильно ее представил лауреат специальной премии Фонда на Конкурсе юных вокалистов (2014, старшая группа), бас-баритон Никита Воронченко, так что в обсуждавшемся выше «Евгении Онегине» в партиях-репликах ему, как говорится, и делать было нечего!
Однако тенор Валерий Макаров, выступавший в средней группе и ставший лауреатом Гран-при Конкурса юных вокалистов того же 2014 года, как показала исполненная им каватина Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини, возложенных на него надежд пока не оправдывает. Одно дело – комически-гротесковые куплеты Трике всё в том же «Онегине», которые в известном смысле достаточно было даже не спеть, а всего лишь «проиграть», что к немалой эйфории зрительного зала певец, собственно, и сделал. Но в запетой до дыр хрестоматийной каватине Альмавивы, несмотря на принадлежность самогó опуса к жанру оперы-буфф, петь надо уже на полном серьезе. Однако, не говоря даже о специально-тонкой настройке на стиль Россини, которой, естественно, не было, пока в этом исполнении нет даже базовой установки на академическое пение как таковое. Вспоминая тот конкурс четырехлетней давности, можно уверенно повторить, что присуждение певцу такой высокой награды было тогда очевидным авансом на будущее, а выданные авансы всегда требуют оправдания. Но певец всё еще молод и только лишь учится, постигая основы певческой профессии, так что будем надеяться, что в будущем он о себе еще непременно заявит…
За вечер оркестр впечатляюще красочно, с проработкой психологических штрихов и нюансов исполнил три «симфонии» – вступление к «Хованщине» Мусоргского и увертюры к «Силе судьбы» Верди и «Руслану и Людмилу» Глинки. Последняя, прозвучав ажурно прозрачно и энергично мощно, явила в череде исполнителей гала-концерта музыкальный водораздел «между молодостью и мастерством». После нее тон вокальному мастерству в финале первого отделения арией Людмилы из названной выше оперы Глинки на высокой музыкальной ноте задала лауреат III премии Конкурса молодых оперных певцов (2017), сопрано Диляра Идрисова. В ней певица моментально покорила голосовой подвижностью, кантиленностью лирического звучания, роскошной колоратурой, искренностью живого, неподдельного чувства…
Царственная Юлия Меннибаева незабываемо яркой, фактурно-глубокой и чувственной трактовкой предсмертных стансов Сафо из одноименной оперы Гуно уровень мастерства, после Годердзи Джанелидзе, и на сей раз ожидаемо удручившего арией Гремина, сразу же подняла на художественно-значимый музыкальный уровень, и после этого поворотного момента планка уровня вечера больше уже не снижалась. В популярном романсе Неморино из «Любовного напитка» Доницетти лауреат III премии Конкурса молодых оперных певцов (2015), тенор Владимир Дмитрук, уверенно смог расположить чувственной спинтово-лирической аурой. Лауреат I премии Конкурса молодых оперных певцов (2009), сопрано Елена Гусева, мастерство которой заметно выросло за последние годы, в арии Леоноры из последнего акта «Силы судьбы» Верди поразила необычайной экспрессией и подкупающей «итальянскостью».
Недюжинным вокально-драматическим мастерством в арии Риголетто из одноименной оперы Верди заворожил лауреат II премии Конкурса молодых оперных певцов (2006), баритон Владислав Сулимский. Наконец, вновь встречаемся с Любовью Петровой. Как уже было сказано ранее, ее некогда лирическое сопрано за годы карьеры приобрело в известной степени лирическо-драматическую фактуру, хотя о природном «лирико-драматизме» речи, конечно же, не идет. При этом арией Розины из «Севильского цирюльника» Россини, спетой в оригинальной тональности меццо-сопрано, певица смогла произвести подлинный музыкантский фурор! В ансамбле с Владиславом Сулимским она блеснула затем и в прелестно-игривом дуэте Дон Жуана и Церлины из «Дон Жуана» Моцарта. Вдуматься только: лирико-драматическая Татьяна, меццо-сопрановая (точнее, контральтовая) Розина, практически колоратурная Церлина – и все они прекрасно уживаются в индивидуальности и творческой неуспокоенности поистине многоликой певицы-сопрано Любови Петровой!