• Биография Карла Марии фон Вебера
Оперы
• Сила любви и вина (Die Macht der Liebe und des Weins, соч. 1798, не сохранилась)
• Немая лесная девушка (Das stumme Waldmadchen, первоначальное название — Лесная девушка, пост. 1800, Фрейберг под названием — Немая лесная девушка пост. 1800 в Хемнице)
• Петер Шмоль и его соседи (Peter Schmoll und seine Nachbarn, либр. Тюрка на основе романа К. Крамера, соч. 1801–1802, пост. Аугсбург)
• Рюбецаль (Rubezahl, текст Роде, соч. 1804 пост. 1804, Бреслау)
• Сильвана (пост. 1810, Франкфурт-на-Майне)
• Абу Гасан (текст P. Химера, соч. 1810, 1811, Мюнхен)
• Вольный стрелок (Der Freischutz, соч. 1817–20, пост. 1821, Нац. т-р, Берлин)
• Три Пинто (Die drei Pintos, соч. 1820–21, текст T. Хелля; опера завершена Г. Maлepoм, пост. 1888, Лейпциг)
• Эврианта (соч. 1822–23, пост. 1823, «Кернтнертортеатр», Вена)
• Оберон (Оберон, или Клятва короля эльфов, Oberon, or the Elf King’s oath, 1826, пост. 1826 т-р «Ковент-Гарден», Лондон),
Для хора и голосов с оркестром
Мессы:
• Grosse Jugendmesse (Es-dur, 1799)
• No 1 (Missa sancta in Es, No 1, op. 75, 1818)
• No 2 (Missa sancta op. 76, G-dur, 1819)
• Offertorium (Es-dur, 1818; C-dur, 1819)
Кантаты:
• Der erste Ton (сл. И. P. Рохлица, op. 14, 1808)
• In seiner Ordnung schafft der Herr (сл. И. Ф. Рохлица, op. 36, 1812)
• Jubel-Kantate (op. 58, 1818)
• Природа и любовь (Natur und Liebe, сл. Ф. Кинда, op. 61, 1818)
Для оркестра
Симфонии:
• No1 (C-dur, op. 19, 1807)
• No 2 (C-dur, без op. 1807)
увертюры (1809, 1818, 1819)
Концерты для инструмента с оркестром
Для фортепиано:
• No 1 (C-dur, op. 11, 1810)
• No 2 (Es-dur, op. 32, 1812)
• Концертштюк для фортепиано с оркестром (f-moll op. 79, 1821)
Для кларнета:
• концертино (c-moll, op. 26, 1811; e-moll, op. 24, 1811)
• No 1 (f-moll, op. 73, 1811)
• No 2 (Es-dur, op. 74, 1811)
• Для фагота (F-dur, op. 75, 1811)
• Для валторны (e-moll, op. 45, соч. 1815)
Камерные инструментальные произведения
• квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (ор. 34, 1815)
• квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (без ор., 1808 или 1809)
• трио для фортепиано, флейты и виолончели (ор. 63, g-moll, 1819)
Для фортепиано и скрипки:
• 9 вариаций на тему норвежские песни (ор. 22, 1808)
• 6 сонат (ор. 19, 1810)
Для фортепиано и гитары:
• Дивертисмент (ор. 38, 1816)
Для фортепиано
Cонаты:
• No 1, C-dur, op. 24, 1812
• No 2, As-dur, op. 39, 1816
• No 3, d-moll, op. 49, 1816
• No 4, e-moll, op. 70, 1822
• вариации (op. 2, 1800)
• 8 вариаций на тему оперы «Castor und Pollux» Г. Фоглера (ор. 5, 1804)
• 7 вариаций на тему арии «Vien quа Dorina» P. Бианки (ор. 7, 1807)
• вариации на оригинальную тему (op. 9 1808)
• 7 вариаций на тему из оперы «Иосиф в Египте» Мегюля (ор. 28, 1812)
• Air russe varie «Schone Minka», вариации для фортепиано (ор. 40, 1815)
• 7 вариаций на тему цыганской песни (ор. 55, 1817)
• Momento capriccioso (op. 12, 1808)
• Большой полонез (Grande polonaise Es-dur, op. 21, 1808)
• Блестящее рондо (Rondeau brillante, Es-dur, op. 62, 1819)
• Polacca brillante (E-dur, op. 72, 1819)
• Приглашение к танцу (Aufforderung Zum Tanz, op. 65, 1819)
Для фортепиано в 4 руки — 20 пьес:
• op. 3, 1801
• op. 10, 1809
• op. 60, 1818
Для кларнета и фортепиано — Большой концертный дуэт (B-dur, op. 48, 1816)
Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепиано или гитары, в т. ч. ор. 13 15, 23, 25, 30, 46, 54, 64 и др.)
Для хора — Лира и меч (Leier und Schwert, cл. T. Кёрнера, 3 тетр. ор. 41, 1814; ор. 42, 1814; ор. 43, 1816)
Музыка к драматическим спектаклям — «Прециоза» P. А. Вольфа (1820), «Турандот» Гоцци (1821) и др.
Литературные сочинения:
Samtliche Schriften. Kritische Ausgabe, В., 1908, Lpz., 1921; Ausgewahlte Schriften, hrsg. von R. Kleinecke, Lpz., (s. a.) (в рус. пер. — Автобиографический набросок, «СМ», 1936, No 12); Жизнь музыканта. Главы из неоконченного романа, «СМ», 1935, NoNo 7–8, 10).
Литература:
Серов A. H., Возобновление «Фрейшюца» в Театре-цирке, «Сын отечества», 1857, No 2, переиздано в его кн.: Избранные статьи, т. 2, M., 1957, с. 424–428, его же, «Прециоза» и проч. Спектакль в Театре-цирке, «Музыкальный и театральный вестник», 1857, No 36, переиздано в его кн.: Избранные статьи, т. 2, M., 1957, с. 440–443; его же, Нечто о вандальстве в отношении опер, там же, 1857, No 41, 43, переиздано, там же, с. 555–564; его же, «Волшебный стрелок», «Иллюстрация», 1862, No 248, переиздано в его кн.: Избранные статьи, т. 2, M., 1957, с. 516–522; Чайковский P. И., Итальянская опера (об опере «Фрейшютц»), «Русские ведомости», 23 сентября 1873, переиздано в кн.: Чайковский P. И., Полное собр. Соч., т. 2, M., 1953, с. 152–156; Ла Мара, Карл Мария Вебер, в ее кн.: Музыкально-характеристические этюды, т. 1, M., 1886, с. 1–76 (пер. с нем. яз.), Сакетти Л. А., Значение Вебера в современной оперной музыке, «РМГ», 1913, NoNo 2, 4–7; Коломийцев В., К. M. фон Вебер. К столетию со дня его смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и В., Народные элементы в творчестве Вебера, «СМ», 1936, No 12; Ферман В., Немецкая романтическая опера, «CM», No 6, 1936; то же, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; его же, История новой западноевропейской музыки, т. 1, М., 1940, гл. V, с. 179–98; Кремлев Ю., К. М. Вебер, «СМ», 1955, No 11; Кершнер Л., К. М. Вебер, «МЖ», 1961, No 22; Бронфин Е., К. М. Вебер — музыкальный критик, «СМ», 1962, No 4; Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII — первая половина XIX в. Очерки, М., 1961, гл. IV, с. 285–326; Кенигсберг A., K. M. Вебер. 1786–1826, М.-Л., 1965; Berlioz H., Voyage musical en Allemagne et en Italie. Etudes sur Beethoven, Gluck et Weber, P., 1844; Wagner R., Der Freischutz in Paris, в его кн.: Samtliche Schriften und Dichtungen, Bd 1, Lpz., (s. а.); его же, Bericht uber die Heimbringung der sterblichen Uberreste K. M. von Webers aus London nach Dresden, там же, Bd 2, Lpz., (s. a.); Weber M. M., С. M. von Weber. Ein Lebensbild, Bd 1–3, Lpz., 1864–66; Jahns F., С. М. von Weber in seinen Werken. Chronologischthematisches Verzeichnis aller Werke, В., 1871; его же, Weber. Eine Lebensskizze nach authentischen Quellen, Lpz., 1873; Spitta Ph., C. M. von Weber, в его кн.: Zur Musik, В., 1892; Servieres G., Weber, P., 1906, 1925; Waltershausen H. W., Der Freischutz. Ein Versuch, Munch., 1920; Kapp J., K. M. Weber, В., 1922, Neuausgabe В., 1944 (Хронологический указатель музыкальных и литературных сочинений, библиография); Sсhmid O., С. М. von Weber und seine Opern in Dresden, Dresd., 1922; Соeuroy A., Weber, P., 1925, 1953; Anwand О., К. М. Weber. Ein Leben fur deutsche Kunst. Roman, В., 1934; Kroll E., C. M. von Weber, Potsdam, 1934 (имеется список сочинений и библиография); Moser H. J., С. М. von Weber. Leben und Werk, Lpz., 1940, Lpz., 1955; Saunders W., Weber, L.-N. Y., 1940; Watzlik H., Die romantische Reise des Herrn К. М. von Weber, Lpz., 1941; Sсhnoor H., Weber auf dem Welttheater. Ein Freischutz-Buch, Dresd., 1942, Hamb., (1963); Carl Maria von Weber. Eine Gedenkschrift. Hrsg. von G. Hausswald, Dresd., 1951 (хронографический список сочинений); Sсhnооr Н., Weber. Gestalt und Schopfung, Dresd., 1953; Zentner W., С. М. von Weber. Sein Leben und sein Schaffen, Olten-Freiburg, 1952 (соч. и библ.); Gruninger F., С. М. von Weber. Leben und Werk, Freiburgin Br., 1954; Dunnebeil H. (Hrsg.), Schrifttum uber C. M. von Weber mit Schallplattenverzeichnis, B.-Wiesbaden, 1957; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966 (хронографическая библиография, дискография).
А. К. Кенигсберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.