Список сочинений Игоря Стравинского

Биография Стравинского

Оперы

Соловей (лирич. сказка; либр. С. и С. С. Митусова по сказке X. К. Андерсена, 1908-14, пост. 1914, «Гранд-Опера», Париж)
Мавра (опера-буффа, либр. Б. Кохно, по поэме Пушкина «Домик в Коломне», 1922, «Гранд-Опера», Париж)
Царь Эдип (Oedipus Rex, опера-оратория, по трагедии Софокла, либр. Ж. Конто и С., пер. с лат. на франц. яз. Ж. Даниелу, 1927, Театр Сары Бернар, Париж; 2-я ред. 1948)
Персефона (Perséphone, мелодрама для оратора, солирующих певцов, хора, танцовщиков и оркестра, либретто Андре Жида, 1934, «Гранд-Опера», Париж)
Похождения повесы (Карьера мота — Rake’s progress, либр. У. Одена и Ч. Кальмана по серии гравюр Дж. Хогарта, 1951, т-р «Фениче», Венеция)

Балеты

Жар-птица (L’oiseau de feu, сказка-балет, либр. M. M. Фокина, 1910, «Театр Елисейских полей», Париж; 2-я ред. 1945)
Петрушка (Pétrouchka, потешные сцены, либр. А. Бенуа и С., 1911, т-р «Шатле», Париж; 2-я ред. с уменьшенным составом оркестра, 1946)
Весна священная, картины языческой Руси в 2 ч. (либр. Н. К. и С. Н. Рерихов, 1913, «Театр Елисейских полей», Париж; 2-я ред. сцены Великой священной пляски, 1943)
Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана, весёлое представление с пением и музыкой (по рус. нар. сказкам, 1917, пост. 1922, «Гранд-Опера», Париж)
История солдата (Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая, в 2 ч., для чтеца, 2 артистов, мимич. роли, кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и к-баса; на основе рус. нар. сказок из собрания А. Н. Афанасьева, в пер. на франц. яз. Ш. Рамюза — «L’histoire de soldat», 1918, Лозанна)
• Песнь Соловья (Chant du rossignol, 1 д., на музыку из оперы Соловей, «Русский балет С. Дягилева», Париж, 1920)
Пульчинелла (Pulcinella, балет с пением, по неаполитанской рукоп. нач. 18 в.; музыка на основе тем, фрагментов соч. и пьес Дж. Б. Перголези, 1920, «Русский балет С. Дягилева», «Гранд-Опера», Париж)
Свадебка (Les noces, хореографич. сцены с пением и музыкой на нар. тексты из собрания П. В. Киреевского, 1923, т-р «Гете лирик», Париж)
Аполлон Мусагет (в 2 картинах, для струн. оркестра, 1928, Т-р Сары Бернар, Париж — Вашингтон; 2-я ред. 1947)
Поцелуй феи (Le baiser de la fée, балет-аллегория в 4 картинах, либр. Стравинского по сказке Андерсена «Снежная королева», 1928, «Гранд-Опера», Париж; 2-я ред. 1950)
Игра в карты (Jeu de cartes; др. назв. — Покер, балет в 3 «сдачах», хореография С. совм. с М. Малаевым, 1937, Нью-Йорк)
• Цирковая полька (Circus polka, no пьесе для камерного оркестра, «Барнум энд Бейли сёркус», Нью-Йорк, 1942)
Орфей (3 картины, либр. С., 1948, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк)
Агон (для 12 танцовщиков, в 3 ч., 1957, там же)
• Клетка (Cage, 1 д., на музыку Базельского концерта для струнных, «Нью-Йорк сити балле», 1951)

Для солистов, хора и оркестра

• Священное песнопение во славу имени св. Марка (Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci nominis, на текст из Ветхого Завета, 1956)
• Threni (Плач пророка Иеремии, на лат. текст из Ветхого Завета, 1958)
• Кантата «Проповедь, притча и молитва» (A Sermon, a narrative and a prayer, 1961)
• Заупокойные песнопения (Requiem canticles, на канонич. текст католич. заупокойной мессы и погребальной службы, 1966)

Для хора и оркестра

Симфония псалмов (Symphony of psalms, на лат. тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я ред. 1948)
• Звёздное знамя (Star-spangled banner, амер. нац. гимн, 1941)

Кантаты

• К 60-летию Н. А. Римского-Корсакова (для хора с фортепиано, 1904; утеряна)
• Звездоликий (Радение белых голубей, на сл. К. Д. Бальмонта, 1912, 1-е исп. 1939)
• Вавилон (по 1-й Книге Моисеевой, гл. XI, песни 1-9, 1944)
• Кантата на слова английских поэтов 15-16 вв. (1952)

Для хора и камерно-инструментального ансамбля

• Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонические текст католичической литургии, в 5 ч. (1948)
• Памяти Т. С. Элиота (Introitus T. S. Eliot in memoriam, на лат. текст католич. заупокойной молитвы, 1965)

Для оркестра

• Симфония Es-dur (1907, 2-я ред. 1917)
Симфония in С (1940)
Симфония в 3 движениях — Symphony in three movements (1945)
• Дамбартон-Окс концерт, Es-dur (Dumbarton Oaks, 1938)
• Базельский концерт, D-dur (для струн. оркестра, 1940)
• Фантастическое скерцо (1908)
• Фейерверк, фантазия (1908, также «футуристический балет без танцоров», 1917, Рим)
• Русская песнь (1937)
• 4 норвежских настроения (Four Norwegian moods, 1942)
• Балетные сцены в 11 ч. (1944)
• Поздравительная прелюдия, или Маленькая увертюра (Greetings prelude..., 1955, к 80-летию П. Монтё)
• Памятник Джезуальдо ди Веноза к 400-летию (Monumentum pro Gesualdo di Venosa, 3 мадригала, также под назв. Мадригальная симфония, или Монумент, 1960)
• 8 миниатюр (1962, инструментовка фортепианного соч. для 5 пальцев, 1921)
• Вариации памяти Олдоса Хаксли (1964)
• Канон на тему рус. нар. мелодии Не сосна у ворот раскачалася

Для камерного оркестра

• 3 сюиты из балета «Жар-птица» (1919)
• Сюиты на основе циклов лёгких пьес для фортепиано в 4 руки (1921, 1925)
• Концертные танцы (для 24 инструментов, 1942, также в перераб. для балета)
• Траурная ода (элегич. песнь, в 3 ч., или Триптих памяти Н. Кусевицкой, 1943)
• Цирковая полька для молодого слона (Circus polka, 1942)
• Скерцо а la Russe для симфоджазового оркестра (1944)
• Прелюдия для джаз-оркестра (1937, 2-я ред. 1953, не изд.)

Для инструмента с оркестра

• Концерт для скрипки D-dur (1931)
• Движения (Movements) для фортепиано (1959)
• Концерт для фортепиано и духовых инструментов (1924, 2-я ред. 1950)
• Концерт для двух фортепиано (1935)
• Эбеновый концерт (Ebony concerto, для кларнета соло и инстр. ансамбля, 1945)
Каприччо для фортепиано (1928)

Камерно-инструментальные ансамбли

• Duo concertant для скрипки и фортепиано (1931)
• Эпитафия к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского (для флейты, кларнета и арфы, 1959)
• 3 пьесы для струн. квартета (1914; обр. вошли в цикл 4 этюда для симф. оркестра, 1914-28)
• Концертино для струнного квартета (1920)
• Симфонические пьесы для духовых инструментов Памяти К. Дебюсси (также под назв. Симфония для духовых инструментов, 1920, 2-я ред. 1947)
• Октет для духовых инструментов (1923, 2-я ред. 1952)
• Песня волжских бурлаков для духовых и ударных инструментов (обр. рус. нар. песни «Эй, ухнем!», 1917)
• Регтайм для 11 инструментов (1918)
• 5 монометрических пьес для инстр. ансамбля (1921)

Для фортепиано

• Скерцо (1902)
• Сонаты (1904, 1924)
• 4 этюда (1908)
• 3 лёгкие пьесы в 4 руки (1915, также в 2 руки, 1915, включены в сюиту для малого оркестра, 1921)
• Воспоминания о марше бошей (1915)
• 5 лёгких пьес в 4 руки (1917; 4-я включена в сюиту для малого оркестра, 1921; 1-я — для фортепиано в 2 руки)
• Траурный хорал памяти Дебюсси (1920)
• 5 пальцев (8 легчайших пьес на 5 нотах, 1921)
• Вальс для маленьких читателей «Фигаро» (1922)
• Серенада (1925)
• Танго (1940; обр. для скрипки и фортепиано, 1940, также для малого оркестра, 1953)
• Вальс цветов (для двух фортепиано, 1914)

Для хора a cappella

• Подблюдная для женских голосов на нар. тексты (1917)
• Отче наш (для смеш. хора, на рус. канонич. текст православной молитвы, 1926; нов. ред. с лат. текстом Pater noster, 1926)
• Верую (для смеш. хора, на рус. канонич. текст православной молитвы, 1932; нов. ред. с лат. текстом Credo, 1949)
• Богородице Дево, радуйся (для смеш. хора, на рус. канонич. текст православной молитвы, 1934; ред. с лат. текстом Ave Maria, 1949)
• 3 духовные песни Карло Джезуальдо ди Веноза, написанные к 400-летней годовщине со дня рождения Джезуальдо (Энезем — Anthem, 1959, Спускаясь, голубь рассекает воздух — The Dove descending breaks the air, на сл. Т. С. Элиота, 1962)

Для голоса с оркестром

• Фавн и пастушка (сюита на сл. Пушкина, 1906)
• Авраам и Исаак (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963)

Для голоса и инструментального ансамбля

• 3 японских стихотворения (для сопрано, 2 флейт, 2 кларнетов, фортепиано и струн, квартета; рус. текст А. Брандта, 1913; перелож. для высокого голоса с фортепиано, 1913; для высокого голоса и камерного оркестра, 1947)
• Прибаутки, шуточные песенки (для контральто и 8 инструментов, на рус. нар. тексты, 1914)
• Кошачьи колыбельные песни (сюита на рус. нар. тексты для контральто с 3 кларнетами, 1916; также с флейтой, арфой и гитарой, изд. 1956)
• 3 песни (на сл. У. Шекспира, для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта, 1953)
• 4 рус. песни (для сопрано, флейты, арфы и гитары, на основе 4 рус. песен для голоса и фортепиано и «3 историй» для детей, 1954)
• Памяти Дилана Томаса (Траурные каноны и песнь, для тенора, струн. квартета и 4 тромбонов на англ. стихи Д. Томаса, 1954)
• Элегия Дж. Ф. К. (посв. Дж. Ф. Кеннеди, на стихи У. X. Одена, для баритона, 2 кларнетов, альтового кларнета, 1964)

Для голоса и фортепиано

• Романс «Туча» (на сл. Пушкина, 1902)
• «Кондуктор и тарантул» (на текст басни Козьмы Пруткова, 1906; ноты утеряны)
• Пастораль (песнь без слов, 1907)
• 2 песни на сл. С. М. Городецкого (1908)
• 2 стихотворения П. Верлена (1910; 2-я ред. 2-го — 1919, 1-го — 1951)
• 2 стихотворения К. Д. Бальмонта (1911; 2-я ред. 1947)
• 3 истории для детей (на рус. нар. тексты, 1917)
• Колыбельная (на собств. текст, 1917)
• 4 рус. песни (на нар. тексты, 1918)
• «Сова и кошечка» (The Owl and the pussy-cat, на англ. стихи Э. Лира, 1966)
• «Грибы, идущие на войну» (1904)
• «Воздух моря» (?)

Обработки и переложения сочинений других композиторов

• Фортепианная пьеса «Кобольд» Э. Грига (инструментовка, для балета Пиршество, 1909)
• «Песня Мефистофеля о блохе» Бетховена (из «Фауста» И. В. Гёте; для баса и оркестра, рус. текст В. А. Коломийцова, 1909)
• «Песня о блохе» Мусоргского (для баса и оркестра, рус. текст А. Струговщикова, 1909)
• «Марсельеза» (для скрипки соло, 1919)
• Хоры из пролога оперы «Борис Годунов» Мусоргского (для фортепиано, 1918)
• Канцонетта Я. Сибелиуса (для 9 инструментов, 1963)
• Ноктюрн и Блестящий вальс Ф. Шопена (для оркестра, 1909)

Обработки и транскрипции собственных произведений

Для оркестра

Сюита из балета «Жар-птица» (1911, новая ред. 1945)
• Сюита из балета «Поцелуй феи» (1934, 2-я ред. 1949)
Сюита из балета «Петрушка» (1946)
• Симфоническая поэма «Песня Соловья» (на основе оперы «Соловей», 1917)
• Цирковая полька для молодого слона (для дух. оркестра и для фортепиано, 1942)

Для фортепиано

• Увертюра к опере-буффа «Мавра», Регтайм (1919)
3 фрагмента из балета «Петрушка» (1921)

Для скрипки и фортепиано

• Русская из балета «Петрушка» (1921)
• Прелюдия и хоровод царевен (1929)
• Колыбельная (1929; 2-я ред. 1933) и скерцо (1933) из балета «Жар-птица»
• Ария Соловья и Китайский марш из оперы «Соловей» (1932)
• Песня Параши из оперы «Мавра» (1937)
• Дивертисмент (1947) и баллада (1951?) из балета-аллегории «Поцелуй феи»

• Русская песня из оперы «Мавра» (для виолончели с фортепиано) и др.

Инструментовка

• балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, несколько номеров (1921), в т. ч. Pas de deux, «Синяя птица» (для малого оркестра, 1941)

Литературные сочинения:

Письма И. Ф. Стравинского и Ф. И. Шаляпина к А. А. Санину, «СМ», 1978, No 6; Chroniques de ma vie, pt. 1 −2, P., (1935); то же, (Р., 1971) (рус. пер. — Хроника моей жизни, Л., 1963); Pushkin: poetry and music, 1940; Poйtique musicale..., Camb. (Mass.), 1942, P., 1945; Conversations with Igor Stravinsky, L. -N. Y., 1959; Memories and commentaries, N.Y. — L.. 1960; Expositions and developments, N. Y., 1962; Souvenirs et commentaires, P., 1963; Doalogues and a diary, N. Y., 1963 (в рус. пер. — Диалоги. Воспоминания... Л., 1971); Table talk, 1965; Themes and episodes, N. Y., 1966; Интервью с И. Стравинским, «СМ», 1966, No 12; Retrospectives and conclusions, N. Y., 1969; Статьи и материалы, M., 1973.

Литература:

Каратыгин В., Молодые русские композиторы, «Аполлон», 1910, No 12; его же, «Весна священная», «Речь», 1914, 16 февр.; его же, Новейшие течения в русской музыке, «Северные записки», 1915, февр.; см. также в его кн.: Избранные статьи, М.-Л., 1965; Мясковский Н., «Петрушка», «Музыка», 1912, No 59; его же, О «Весне священной» Иг. Стравинского, «Музыка», 1914, No 167, см. также в кн.: Н. Я. Мясковский, (т. 1-2), М., 1959-60, 1964; Tюнеев Б., Игорь Стравинский, «РМГ», 1913, No 3; Волконский С., Русский балет в Париже 1913-1914, в его кн.: Отклики театра, П., 1914, с. 42-62; Ильяшенко С., О «Весне священной» И. Стравинского, «РМГ», 1914, No 6; Римский-Корсаков A., Балеты Игоря Стравинского, «Аполлон», 1915, No 1; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), «Петрушка», «Жизнь искусства», 1920, 10-12 дек., то же, в его кн.: Критические статьи, очерки и рецензии, М.-Л., 1967; его же, Игорь Стравинский. Очерк жизни и творчества, П., 1921; его же, Игорь Стравинский и его балеты, в его кн.: Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970; его же, Книга о Стравинском, Л., 1929, 1977; Игорь Стравинский, в сб.: Игорь Стравинский и его балет «Пульчинелла», Л., 1926; Вайнкоп Ю., Игорь Стравинский, Л., 1927; Глинская М., Павлова-Сильванская, «Мавра» Стравинского, в сб.: Пять искусств. Временник, под ред. И. В. Егорова, Л., 1928, с. 59-60; Альшванг A., Идейный путь Стравинского, «СМ», 1933, No 5, то же, в его кн.: Избранные статьи, М., 1959; его же, Игорь Стравинский. Балет «Петрушка» Стравинского, в его кн.: Избранные сочинения, т. 1, М., 1964; Друскин М., «Петрушка» Иг. Стравинского, Л., 1935; его же, Игорь Стравинский, «МЖ», 1967, No 18; его же, И. Стравинский и Россия, «МЖ», 1972, No 12; его же, О музыке Стравинского и его взглядах, в его кн. : О западноевропейской музыке XX в., М., 1973; его же, Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды, Л. — М., 1974, Л., 1979; Слонимский Ю., Друскин М., «Петрушка». Музыка Игоря Стравинского, Л., 1935; Мартынов И., «Петрушка» Стравинского, М., 1941; Сабинина М., На концертах в Большом зале консерватории, «СМ», 1960, No 1; её же, Гастроли английского балета, «МЖ», 1961, No 15; её же, Полвека спустя, «Культура и жизнь», 1962, No 12; Келдыш Ю., Балет «Агон» и «новый этап» Стравинского, «СМ», 1960, No 8, то же, в его кн.: Критика и журналистика, М., 1963, с. 298-317; Данилевич Л. В., И. Ф. Стравинский, в кн.: История русской музыки, под общей ред. Н. В. Туманиной, т. 3, М., 1960, гл. 13; Владимирская A., Вечер одноактных балетов, «Театр»,. 1961, No 11; её же, Вечер балетов Стравинского, там же, 1962, No 9; Хренников Т., Встречи со Стравинским, «СМ», 1961, No 9; Ярустовский Б., «Петрушка», «МЖ», 1962, No 12; его же, Заметки о стиле Стравинского, «СМ», 1962,.No 9; его же, Игорь Стравинский, М., 1963, 1969; его же, Музыкальный дневник мастера. (К изучению творчества И. Стравинского), «СМ», 1971, No 2, 5; Саква К., Встречи с Игорем Стравинским, «МЖ», 1962, No 21; Нестьев И., Вечера Игоря Стравинского, «СМ», 1962, No 12; его же, Скрябин, Мясковский, Стравинский, там же, 1964, No 12; Богданов-Березовский В., История «Петрушки», «Неделя», 1962, 14-20 января, то же, в его кн.: Страницы музыкальной публицистики, Л., 1963; его же, Берлинский дневник, «СМ», 1964, No 3; Афонина А., И. Стравинский в Советском Союзе, там же, 1963, No 1; Владимиров И., Слушая «Соловья», там же, 1963, No 6; «Жар-птица» и «Петрушка» И. P. Стравинского, сост. Г. Добровольская, Л., 1963; Скудина Г., «История солдата», «МЖ», 1964, No 5; Лесников В., Стравинский, Скрябин, Мясковский, «МЖ», 1964, No 22; Гаевский В., «Весна священная», «Театр», 1965, No 10; Биркан Р., О поэтическом тексте «Свадебки» Стравинского, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966; Вершинина И., Четыре этажа музыки, М., 1966; её же, Ранние балеты Стравинского, М., 1967; Xолопова В., О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; её же, Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века, М., 1971; На музыкальной орбите. США, «СМ», 1967, No 6; Герасимова Н., «Весна священна» I. Стравинського, в сб.: Украпнське музикознавство, (вип.) 2, Кипв, 1967; Смирнов В., О предпосылках эволюции Стравинского к неоклассицизму, в сб. : Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5, Л., 1967; его же, Творческое формирование И. Ф. Стравинского, Л., 1970; Мокреева Г., Об эволюции гармонии раннего Стравинского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Шнитке A., Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Ковнацкая Л., «И музыки закат...» О последних годах жизни И. Ф. Стравинского, «СМ», 1973, No 5, с. 122-29; Стравинская К. Ю., О И. Ф. Стравинском и его близких, Л., 1978; Соrtоt A., I. Strawinsky, le piano et les pianistes, «RM», 1939, No 191 (рус. пер. — Корто возражает Стравинскому, в кн.: Кортo A., О фортепианном искусстве, М., 1965, с. 337-39); Honegger A., Strawinsky, homme de metier, «RM», 1939, No 191 (рус. пер. — Онеггер A., Стравинский — музыкант-профессионал, в его кн.: Я — композитор, Л., 1963) и др.

Основные даты жизни и деятельности:

1882 — 5 VI. В Ораниенбауме (ныне Ломоносов) в семье певца Ф. И. Стравинского родился сын Игорь.

1891 — Начало обучения игре на фортепиано у А. П. Снетковой (продолжал у Л. А. Кашперовой).

1892 — 11 X. Посещение юбилейного (50 лет со дня пост.) спектакля «Руслан и Людмила».

1900 — Поступление на юридич. ф-т Петерб. ун-та. Начало самостоят. изучения композиции.

1902 — Лето. Поездка с матерью и братом в Бад-Вильдун-ген (Германия). — Поездка в Неккаргемюнд (близ Гейдельберга) для встречи с Н. А. Римским-Корсаковым. — 24 XI. Смерть отца Стравинского — Создание первых соч. — романса «Туча» на сл. А. С. Пушкина и скерцо для фортепиано.

1903 — Начало занятий композицией под рук. Римского-Корсакова (частные уроки). — Посещение т. н. муз. сред в доме Римских-Корсаковых. Работа над сонатой для фортепиано. — Конец лета. Поездка на дачу к Римскому-Корсакову; сочинение 1-й части сонатины под его руководством.

1904 — Сочинение кантаты к 60-летию Римского-Корсакова (рукопись утеряна).

1905 — Весна. Окончание Петерб. ун-та. — Осень. Помолвка с Е. Г. Носенко. — Усиленные занятия с Римским-Корсаковым по инструментовке и анализу форм.

1906 — I. Женитьба на Е. Г. Носенко. — Начало работы над 1-й симфонией Es-dur под рук. Римского-Корсакова. — Работа над произв. «Кондуктор и тарантул» на текст басни Козьмы Пруткова (рукопись утеряна).

1907 — 27 IV. Исп. симфонии Es-dur (дир. Г. И. Варлих; в присутствии Римского-Корсакова). — Весна. Исп. сюиты для голоса с оркестром (3 песни) «Фавн и пастушка» на одном из концертов Беляевского кружка (дир. Ф. М. Блуменфельд).

1908 — 22 I. Исп. симфонии Es-dur и «Фавна и пастушки» придв. оркестром под упр. Варлиха. — Исп. «Надгробной (погребальной) песни» для оркестра (рукопись утеряна) в Петербурге в концерте памяти Римского-Корсакова (дир. Блуменфельд).

1909 — Получение заказа от Дягилева на соч. балета «Жар-птица». — Зарождение замысла балета «Весна священная». — XII. Встреча с балериной А. П. Павловой. — Знакомство с В. Ф. Нижинским.

1910 — Отъезд в имение жены (Волынская губерния) для работы над балетом «Жар-птица». — V. Поездка в Париж на премьеру «Жар-птицы» в «Театре Елисейских полей». — Знакомство с М. Равелем, М. де Фалья, К. Дебюсси, — IV — V. Работа (совм. с Н. К. Рерихом) над сценарием «Весны священной» (первонач. назв. — «Великая жертва»). — Осень. Поездка с семьёй в Лозанну, Кларан (Швейцария) и Рим. — Начало работы над балетом «Петрушка» (был задуман как концертштюк для фортепиано с орк.). — XII. Возвращение в Петербург. — Встреча с А. Бенуа, разработка сценария балета «Петрушка».

1911 — 13 VI. Премьера «Петрушки» в Париже в т-ре «Шатле» (пост. M. M. Фокина).

1912 — Зима. Поездка (из Кларана) в города Центр. Европы на спектакли «Русских сезонов» «Петрушка» и «Жар-птица». — Посещение спектаклей «Саломея» и «Электра» в Лондоне (дир. Р. Штраус).

1913 — V. Знакомство с Г. Форе. — 28 V. Премьера «Весны священной» (пост. Нижинского) в «Театре Елисейских полей». — III — IV. Сочинение последнего (раскольничьего) хора к опере «Хованщина» (партитура утеряна). Новая ред. оперы совм. с Равелем (рукопись утеряна).

1914 — 26 V. Премьера оперы «Соловей» («Русские сезоны», Париж). — VII. Поездка в Киев для собирания текстов рус. нар. песен. — VIII. Отъезд в Швейцарию.

1915 — Первый опыт дирижирования (репетиция 1-й симфонии с женевским оркестром). — Первое публич. выступление в качестве дирижёра (балет «Жар-птица» в «патриотич. концерте» в Женеве).

1916 — Зима. Поездка с труппой Дягилева в Испанию, где исполнялись балеты «Жар-птица» и «Петрушка». — Запись испан. нар. песен.

— Поездка в Рим и Неаполь.- Знакомство с П. Пикассо.- Возвращение в Швейцарию (Морж). Замысел «Истории солдата». 1918 — 28 IX. Премьера «Истории солдата» в Лозанне под упр. Э. Ансерме.

1919 — Поездка в Париж. — Получение заказа от Дягилева на соч. балета «Пульчинелла» на основе тем и фрагментов музыки Дж. Б. Перголези.

1920 — Пребывание в Бретани, затем в Гарше (предместье Парижа). — 15 V. Премьера балета «Пульчинелла» в «Гранд-Опера» (балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Пикассо, дир. Ансерме). — Знакомство с Ж. Кокто и с членами «Шестёрки».

1921 — Поездка с антрепризой Дягилева в Испанию для участия в качестве дирижёра в спектакле «Петрушка» в мадридском т-ре «Реаль». — 10 VI. Первое исп. симфоний для дух. инструментов памяти К. Дебюсси в лондонском «Куинс-холле» (дир. С. А. Кусевицкий).

1922 — 3 VI. Премьера оперы «Мавра» в «Гранд-Опера» под упр. Г. Фительберга.

1923 — 13 VI. Первое исп. «Свадебки» в парижском т-ре «Гете лирик» (балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. Н. С. Гончарова, дир. Ансерме). — 18 X. Первое исп. октета для духовых инструментов в «Гранд-Опера». — Встреча с В. В. Маяковским.

1924 −22 V. Конц. дебют Стравинского-пианиста — авторское исп. концерта для фортепиано с дух. оркестром под упр. Кусевицкого.- Конц. выступления в качестве дирижёра и пианиста в Бельгии, Нидерландах и Германии.

1925 — Первая конц. поездка по США. — VI. Встреча с Дж. Баланчиным в Ницце во время работы над пост. балета по симф. позме «Песнь соловья».

1926 — Работа над оперой «Царь Эдип».

1927 — 30 V. Первое конц. исп. оперы «Царь Эдип» в Париже, в Т-ре Сары Бернар под упр. автора.

1928 — 25 II. Сценич. премьера «Царя Эдипа» в т-ре «Кроль-опер» в Берлине (дир. О. Клемперер). — 27 IV. Премьера балета «Аполлон Мусагет» в Вашингтоне на фестивале камерной музыки (дир. Г. Киндлер). IV — X. Работа над балетом-аллегорией «Поцелуй феи» по заказу танцовщицы И. Рубинштейн. — 27 XI. Участие в премьере (в качестве дирижёра) балета «Поцелуй феи» в «Гранд-Опера» в Париже.

1929 — 6 XII. Первое исп. каприччо для фортепиано с оркестром в конц. зале «Плейель» (солист — Стравинский, дир. Ансерме).

1930 — 13 XII. Первое исп. «Симфонии псалмов» во Дворце изящных иск-в в Брюсселе (дир. Ансерме).

1931 — Лето. Консультация со скрипачом С. Душкиным в Гренобле и Ницце во время сочинения концерта для скрипки с оркестром.

1932 — 28 X. Первое исп. концерта для 2 фортепиано — Duo concertant (трансляция по Берлинскому радио) Душкиным и Стравинским.

1933 — V. Начало работы в Вореппе совм. с А. Жидом над мелодрамой «Персефона» по заказу И. Рубинштейн.

1934 — 30 IV. Премьера «Персефоны» в «Гранд-Опера» (Париж) под упр. автора. — Принятие франц. гражданства. — Посещение Я. Витола в Риге во время конц. турне.

1935 — Выход в свет автобиографич. книги «Хроника моей жизни» (закончена в 1934).

1936 — Вторая гастрольная поездка по США.

1937 — 27 IV. Премьера балета «Игра в карты» («Покер») в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке под упр. С. — III — V. Начало работы над камерным концертом «Дамбартон-Окс» («Dumbarton Oaks»; по заказу супругов Блисс; исполнен в их доме в 1938).

1939 — Третья гастрольная поездка по США. — XII. Чтение курса лекций «Музыкальная поэтика» в Гарвардском ун-те (США). — Смерть дочери Стравинского Людмилы, его жены — Е. Г. Носенко и матери Стравинского во Франции. — Переезд в Сан-Франциско, затем в Лос-Анджелес.

1940 — Женитьба на В. А. де Боссе. — 7 XI. Первое исп. симфонии in С. в Чикаго под упр. Стравинского.

1941 — Премьера в Нью-Йорке балета «Балюстрада» на музыку концерта in D для скрипки с оркестром (балетм. Баланчин).

1942 — I. Выход в свет в Париже и Нью-Йорке сб. «Музыкальная поэтика» (7 лекций, частично подготовленных к изданию П. П. Сувчинским и записанных франц. музыковедом Ро-лан-Мануэлем). — 8 II. Первое исп. «Концертных танцев» для камерного оркестра в Лос-Анджелесе под упр. Стравинского — III —V. Исп. «Цирковой польки» балетом слонов цирка Барнума и Бейли в Нью-Йорке (балетм. Баланчин).

1943 — 25 VI. Первое исп. «Траурной оды» памяти Н. Кусевицкой в Бостоне под упр. Кусевицкого.

1944 — 11 I. Первое исп. «4 норвежских настроений» в Бостоне под упр. Стравинского — VII. Первое исп. сонаты для 2 фортепиано Р. Джонсоном и Н. Буланже в Мадисоне (США). — 10 XI. Исп. в Нью-Йорке «Концертных танцев» труппой «Русского балета» в Монте-Карло (балетм. Баланчин, худ. Ю. Берман). — Премьера «Балетных сцен» для оркестра в виде шоу «7 живых искусств» в Филадельфии (балетм. А. Долин, худ. Н. Бел-Геддес). — Первое исп. скерцо а la Russe для симфоджазового оркестра в Голливуде под упр. П. Уайтмена.

1945 — Принятие гражданства США. — Первое конц. исп. «Балетных сцен» в Нью-Йорке с оркестром под упр. Стравинского — Первое исп. Элегии для альта или скрипки соло (орк. ред. в виде балета; балетм. Баланчин).

1946 — 24 I. 1-е исп. «Симфонии в трёх движениях» в Нью-Йорке под упр. Стравинского — 25 III. Первое исп. «Эбенового концерта» в «Карнеги-холл» в Нью-Йорке джаз-оркестром В. Хермана под упр. У. Хендла.

1947 — Знакомство с Р. Крафтом. — Балетная премьера каприччо для фортепиано с оркестром в Милане в т-ре «Ла Скала» (балетм. Мясин, худ. Н. Бенуа). — 27 I. Первое исп. «Базельского концерта» in D для струн. оркестра в Базеле (Швейцария) под упр. П. Захера. — Посещение выставки гравюр У. Хогарта «Карьера мота» в Чикагском ин-те иск-в.

1948 — 11 II. Сценич. премьера «Балетных танцев» в т-ре «Ковент-Гарден» в Лондоне (балетм. Ф. Эштон). — 28 IV. Премьера балета «Орфей» в исп. Нью-Йоркского балетного об-ва (балетм. Баланчин, дир. Стравинский). — 28 X. Первое исп. мессы под упр. Ансерме в т-ре «Ла Скала».

1950 — Премьера балета «Клетка» (на музыку «Базельского концерта») в Гамбурге (балетм. Д. Хойер).

1951 — 11 IX. Премьера оперы «Похождения повесы» в Венеции на 14-м междунар. фестивале совр. музыки в т-ре «Фениче» (дир. Стравинский, реж. К. Эберт).

1952 — 11 XI. Первое исп. кантаты для солистов, жен. хора и инстр. ансамбля на стихи англ. поэтов 15-16 вв. в Лос-Анджелесе под упр. С. — IV — V. Поездка в Европу. Посещение Стравинским спектакля «Похождения повесы» в т-ре «Опера комик» в Париже.

1953 — VI -VIII. Знакомство с англ. поэтом Д. Томасом.

1954 — 20 IX. Первое исп. Траурных канонов «Памяти Дилана Томаса» в концерте из цикла «Вечерние концерты по понедельникам» (дир. Р. Крафт).

1955 — 4 IV. Первое исп. «Поздравительной прелюдии» в Бостоне (дир. Ш. Мюнш) к 80-летию со дня рождения П. Монтё.

1956 — 13 IX. Первое исп. «Священного песнопения» в Венеции в соборе св. Марка на 19-м междунар. фестивале совр. музыки под упр. Стравинского — Тяжёлая болезнь — тромбоз, вызвавший частичный паралич левой ноги.

1957 — 17 VI. Первое исп. балета «Агон» в концерте, посв. 75-летию Стравинского (дир. Крафт). — VI — VIII. Поездка в Италию. — Сценич. премьера «Агона» в Нью-Йорке (балетм. Баланчин).

1958 — 23 IX. Первое исп. кантаты «Threni» в Венеции, в зале «Скола гранде ди Сан-Рокко» на 21-м междунар. фестивале совр. музыки (дир. Стравинский).

1960 — 10 I. Первое исп. «Движений» для фортепиано с оркестром (пианистка М. Вебер, дир. Стравинский) в Нью-Йорке. — 27 IX. Первое исп. Мадригальной симфонии «Памятник Джезуальдо ди Веноза» под упр. Стравинского в Венеции.

1962 — 14 VI. Телевизионная премьера муз. представления «Потоп» в программе компании CBS при участии труппы «Нью-Йоркский городской балет» (балетм. Баланчин, дир. Стравинский). — 18 VI. Празднование 80-летия со дня рождения Стравинского — 21 IX — 11 X. Пребывание в СССР. Концерты в Москве и Ленинграде.

1965 — 16 XII. Первое исп. канона на тему рус. нар. мелодии «Не сосна у ворот раскачалася» в Торонто (дир. Крафт).

1966 — 8 X. Первое исп. «Заупокойных песнопений» («Requiem canticles») в Принстонском ун-те (США; дир. Крафт).

1967 — Прекращение дирижёрской деятельности.

1968 — Последнее завершённое произв. — обработка для камерного оркестра 2 духовных песен X. Вольфа.

1969 — Переезд из Голливуда в Нью-Йорк.

1971 — 6 IV. Кончина Стравинского в Нью-Йорке.

реклама