Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana; 2 марта 1824, Литомишль — 12 мая 1884, Прага) — чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель.
Многосторонняя деятельность Бедржиха Сметаны была подчинена единой цели — созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педагог, пианист, критик, музыкально-общественный деятель, Сметана выступил в то время, когда чешский народ осознал себя нацией со своей собственной, самобытной культурой, активно противостоящей господству Австрии в политической и духовной сфере.
Любовь чехов к музыке известна с давних времен. Освободительное гуситское движение XV в. породило боевые песни-гимны; в XVIII столетии чешские композиторы внесли весомый вклад в развитие классической музыки Западной Европы. Домашнее музицирование — сольная скрипичная и ансамблевая игра — стало характерным признаком быта простого народа. Любили музыку и в семье отца Сметаны, пивовара по профессии. С 5 лет будущий композитор играл на скрипке, а в 6 публично выступил как пианист. В школьные годы мальчик с увлечением играет в оркестре, начинает сочинять. Свое музыкально-теоретическое образование Сметана завершает в Пражской консерватории под руководством И. Прокша, одновременно он совершенствуется в игре на фортепиано.
К этому же времени (40-е гг.) относится знакомство Сметаны с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге. Впоследствии Лист высоко оценит произведения чешского композитора и окажет ему поддержку. Находясь в начале своего творческого пути под влиянием романтиков (Шумана и Ф. Шопена), Сметана пишет много фортепианной музыки, особенно в жанре миниатюры: польки, багатели, экспромты.
События революции 1848 г., в которых Сметане довелось принимать участие, нашли живой отклик в его героических песнях («Песнь свободы») и маршах. Тогда же началась педагогическая деятельность Сметаны в открытой им школе. Однако поражение революции привело к усилению реакции в политике Австрийской империи, душившей все чешское. Преследование передовых деятелей создало огромные трудности на пути патриотических начинаний Сметаны и заставило его эмигрировать в Швецию. Он поселился в Гетеборге (1856-61).
Подобно Шопену, запечатлевшему образ далекой родины в своих мазурках, Сметана пишет «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. Тогда же он обращается к жанру симфонической поэмы. Вслед за Листом Сметана использует сюжеты из европейской литературной классики — В. Шекспира («Ричард III»), Ф. Шиллера («Лагерь Валленштейна»), датского писателя А. Эленшлегера («Гакон Ярл»). В Гетеборге Сметана выступает как дирижер Общества классической музыки, пианист, занимается педагогической деятельностью.
60-е гг. — время нового подъема национального движения в Чехии, и возвратившийся на родину композитор активно включается в общественную жизнь. Сметана стал создателем чешской классической оперы. Даже за открытие театра, где певцы могли бы петь на родном языке, пришлось выдержать упорную борьбу. В 1862 г. по инициативе Сметаны был открыт Временный театр, где в течение многих лет он работал дирижером (1866-74) и ставил свои оперы.
Оперное творчество Сметаны исключительно разнообразно по тематике и жанрам. В первой опере — «Бранденбуржцы в Чехии» (1863) — рассказывается о борьбе с немецкими завоевателями в XIII в., события далекой старины здесь прямо перекликались с современностью. Вслед за историко-героической оперой Сметана пишет веселую комедию «Проданная невеста» (1866) — свое самое известное, пользующееся огромной популярностью произведение. Неистощимый юмор, жизнелюбие, песенно танцевальный характер музыки выделяют ее даже среди комических опер второй половины XIX в. Следующая опера — «Далибор» (1868) — героическая трагедия, написанная на сюжет старинной легенды о рыцаре, заточенном в башню за сочувствие и покровительство восставшему народу, и его возлюбленной Миладе, которая погибает, пытаясь спасти Далибора.
По инициативе Сметаны был проведен всенародный сбор средств на постройку Национального театра, который в 1881 г. открылся премьерой его новой оперы «Либуше» (1872). Это эпопея о легендарной основательнице Праги Либуше, о чешском народе. Композитор назвал ее «торжественной картиной». И сейчас в Чехословакии существует традиция исполнения этой оперы в дни национальных праздников, особо знаменательных событий. После «Либуше» Сметана пишет главным образом комические оперы: «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». Будучи дирижером оперного театра, он пропагандирует не только чешскую, но и зарубежную музыку — в особенности новых славянских школ (М. Глинка, С. Монюшко). Для постановки опер Глинки в Праге из России был приглашен М. Балакирев.
Сметана стал создателем не только национальной классической оперы, но и симфонизма. Больше чем симфония его привлекает программная симфоническая поэма. Высшее достижение Сметаны в оркестровой музыке — создававшийся в 70-е гг. цикл симфонических поэм «Моя родина» — эпопея о чешской земле, ее народе, истории. Поэма «Вышеград» (Вышеград — старинная часть Праги, «стольный город князей и королей чешских») — сказание о героическом прошлом и былом величии родины.
Романтически красочная музыка в поэмах «Влтава, Из чешских полей и лесов» рисует картины природы, привольные просторы родной земли, по которой разносятся звуки песен и танцев. В «Шарке» оживают старинные предания и легенды. «Табор» и «Бланик» рассказывают о гуситских героях, воспевают «славу земли Чешской».
Тема родины воплощается и в камерной фортепианной музыке: «Чешские танцы» — собрание картинок народного быта, заключающее все многообразие танцевальных жанров Чехии (полька, скочна, фуриант, coyседка и т. п.).
Сочинение музыки у Сметаны всегда сочеталось с интенсивной и разносторонней общественной деятельностью — особенно в период жизни в Праге (60-е — первая половина 70-х гг.). Так, руководство хоровым обществом «Глагол Пражский» способствовало созданию множества произведений для хора (в том числе драматической поэмы о Яне Гусе «Три всадника»). Сметана входит в товарищество передовых деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и возглавляет его музыкальную секцию.
Композитор был одним из основателей Филармонического общества, способствовавшего музыкальному просвещению народа, знакомству с классикой и новинками отечественной музыки, а также чешской вокальной школы, в которой он сам занимался с певцами. Наконец, Сметана работает как музыкальный критик и продолжает выступления в качестве пианиста-виртуоза. Только тяжелая нервная болезнь и потеря слуха (1874) заставили композитора отказаться от работы в оперном театре и ограничили размах его общественной деятельности.
Сметана оставил Прагу и поселился в деревне Ябкенице. Однако он продолжает много сочинять (завершает цикл «Моя родина», пишет последние оперы). Как и раньше (еще в годы шведской эмиграции скорбь о смерти жены и дочери вылилась в фортепианное трио) свои личные переживания Сметана воплощает в камерно-инструментальных жанрах. Создается квартет «Из моей жизни» (1876) — рассказ о собственной судьбе, неотделимой от судьбы чешского искусства. Каждая часть квартета имеет программное пояснение автора. Полная надежд молодость, готовность «к бою в жизни», воспоминания о веселых днях, танцах и музыкальных импровизациях в салонах, поэтическое чувство первой любви и, наконец, «радость при взгляде на путь, пройденный в национальном искусстве». Но все заглушает монотонный высокий звук — словно зловещее предостережение.
Кроме уже названных произведений последнего десятилетия Сметана пишет оперу «Чёртова стена», симфоническую сюиту «Пражский карнавал» начинает работу над оперой «Виола» (по комедии Шекспира «Двенадцатая ночь»), закончить которую помешала усиливающаяся болезнь. Тяжелое состояние композитора в последние годы было скрашено признанием его творчества чешским народом, которому он посвятил свое творчество.
К. Зенкин
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Сметана, Бедржих (2 III 1824, Литомишль — 12 V 1884, Прага) — чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился игре на скрипке у отца, пивовара, любителя музыки. С 5-летнего возраста участвовал в домашнем музицировании, играя на скрипке. Игре на фортепиано вначале обучался под руководством Я. Хмелика, который записал ранние композиторские опыты Сметаны (записи утеряны).
В 1830 впервые выступил публично как пианист; позднее учился у кантора Ф. Икавеца (фортепиано). В школьные годы в Праге и Пльзене Сметана играл в камерных ансамблях и оркестрах, сочинял для них танцы («Луизина полька» и др., 1840–42). Затем совершенствовался в игре на фортепиано и изучал теорию композиции у известного чешского педагога, слепого музыканта Й. Прокша в его школе в Праге (закончил курс обучения сочинением фортепианной сонаты g-moll). В эти годы Сметана познакомился с Г. Берлиозом, К. и Р. Шуманами, концертировавшими в Праге. Р. Шуман помог ему глубже понять музыку Шопена, ощутить патриотический пафос творчества этого композитора. Фортепианные произведения Ф. Шопена и Ф. Листа Сметана исполнял во время первой концертной поездки по Чехии, предпринятой вскоре после окончания школы Прокша (концерты не имели успеха, и Сметана долго не выступал как пианист).
С середины 1840-х гг. Сметана начал серьёзно заниматься композицией, зарабатывая на жизнь частными уроками фортепианной игры. Первое изданное произведение — «6 характерных пьес» для фортепиано (ор. 1, соч. 1848). Под впечатлением революционных событий в Праге в 1848 написал «Песнь свободы» для хора (её называли «чешской Марсельезой»; распространялась среди восставших как листовка, позднее написан вариант для голоса с фортепиано), «Марш студенческого легиона» и «Марш Национальной гвардии» для симфонического оркестра. Первое крупное симфоническое сочинение Сметаны — «Торжественная увертюра» (1849).
В 1849 Сметана открыл собственную музыкальную школу, в которой преподавала и его жена — пианистка Катаржина Сметана (урожденная Коларж), также ученица Прокша. Школа Сметаны на протяжении многих лет была центром концертной и просветительской деятельности передовых чешских музыкантов. В этот период Сметана сочинял преимущественно польки — «3 поэтические польки», «Нашим девушкам», «Свадебные сцены» и др. (все эти пьесы, в отличие от ранних, выходят за рамки жанра танцевальной музыки). Подобно Шопену, Сметана на основе народного танца создавал поэтичные картины из народной жизни.
Обстановка, сложившаяся в Чехии после подавления революции, смерть трёх дочерей и болезнь жены побудили Сметану временно оставить родину. В 1856–61 жил в Швеции; преподавал фортепианную игру и руководил музыкальными объединениями в Гётеборге, выступал как пианист и дирижёр, много сочинял. Под влиянием Листа, у которого Сметана неоднократно бывал в Веймаре, написал 3 программные симфонические поэмы — «Ричард III», «Лагерь Валленштейна» и «Гакон Ярл» — первые значительные произведения чешской музыки в этом жанре. Написанные на сюжеты произведений, созданных писателями разных стран, эпох и стилей (У. Шекспир, Ф. Шиллер, датский поэт А. Эленшлегер), эти поэмы связаны идейной общностью; они отражают передовые свободолюбивые идеи борцов за независимость Чехии.
Вернувшись в Прагу весной 1861, Сметана возглавил движение за самобытное развитие национальной чешской музыкальной культуры. Он организовывал концерты, выступал как дирижёр с мужским хором «Глагол пражский», для которого создал ряд хоров на слова чешских поэтов, писал статьи, призывая к расширению музыкального репертуара и популяризации музыки чешских и других славянских композиторов.
Однако основные усилия Сметаны были направлены на создание национальной оперы. Это было особенно важно в период патриотического подъёма, активизации т. н. будительского движения (возникло в конце 18 в.; его деятели стремились к возрождению национальной культуры и чешского языка, развитию которых препятствовали австрийские власти). В Праге в эти годы шли главным образом немецкие оперы. Однако с завершением строительства «Временного театра» возникла необходимость в чешском репертуаре.
Поставив перед собой задачу заложить основы всех важнейших жанров национальной оперы, Сметана начал одновременно работать над героико-патриотической оперой «Бранденбуржцы в Чехии» и комической — «Проданная невеста» (обе на либретто К. Сабины), трагической оперой «Далибор» и эпической «Либуше» (обе на либретто Й. Венцига).
Содержание первой оперы — изгнание чужеземцев из Чехии в 13 в. — живо ассоциировалось с современностью; музыка оперы, пронизанная песенно-маршевыми интонациями и ярко характеризующая народное восстание, оказывала сильное воздействие на чешского слушателя. Опера «Бранденбуржцы в Чехии» получила высокую оценку критики и была удостоена премии.
Музыка «Проданной невесты», основанная на интонациях чешских народных песен, а также танцев с их живыми ритмами (скочна, полька, дупак, фуриант), отличается проникновенным лиризмом; опера имела огромный успех, благодаря которому Сметана в 1866 получил пост главного дирижёра оркестра «Временного театра» в Праге. По инициативе Сметаны и под его руководством были поставлены оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки (дирижировать последней в Прагу по приглашению Сметаны приезжал на премьеру в 1867 М. А. Балакирев), позднее — «Галька» Монюшки.
Сметана продолжал быть активным организатором музыкальной жизни города — руководил музыкальной секцией «Умелецкой беседы», основал абонементные симфонические концерты (проходили в здании театра), знакомившие чешскую публику с лучшими произведениями мирового музыкального искусства — включал в программы классическую музыку и сочинения современных чешских и других славянских композиторов, в т. ч. оркестровые произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского (позднее из абонементных концертов возникла Чешская филармония).
В 1868 состоялась премьера оперы «Далибор», исполненной протеста против феодального гнёта (в основе сюжета — судьба благородного рыцаря, который погиб, защищая угнетённых). Смелые модуляции, насыщенная звучность оркестра, героические мелодии фанфарного характера дали повод реакционной критике упрекать Сметану в «вагнеризмах», отходе от традиций чешской национальной музыки. Опера «Далибор» вскоре была снята с репертуара, и при жизни Сметаны постановка не возобновлялась (клавир был издан друзьями Сметаны незадолго до смерти композитора к его 60-летию).
Патриотическая направленность творчества Сметаны настораживала проавстрийски настроенные реакционные круги. Враждебные ему критики из лагеря т. н. старочехов препятствовали многим патриотическим начинаниям Сметаны. В ответ на требование устранить Сметану с поста главного дирижёра «Временного театра» с меморандумом в его защиту выступили представители передовой общественности (среди деятелей чешской культуры — поэт Я. Неруда), высоко оценивавшие общенародное значение прогрессивной музыкально-общественной деятельности Сметаны. Начал выходить журнал «Dalibor», возглавивший кампанию по защите композитора и названный так в знак протеста против снятия оперы с репертуара.
В 1874 Сметана создал комическую оперу «Две вдовы» (либретто Э. Цюнгеля), продолжавшую направление, которое он развивал в «Проданной невесте», но включавшую в музыкальную ткань интонации городской песни. В том же году написаны первые 2 симфонические поэмы из цикла «Моя родина», выдающегося произведения чешской классики. (Симфоническая поэма «Вышеград» из этого цикла и опера «Две вдовы» были последними сочинениями, созданными композитором до наступления глухоты; Сметана полностью потерял слух в октябре 1874. Симфонические поэмы «Влтава» — наиболее популярная из цикла «Моя родина», и «Шарка» были начаты при первых симптомах болезни.)
Вынужденный из-за глухоты оставить пост оперного дирижёра и испытывая материальные затруднения, Сметана поселился в доме мужа дочери, лесничего Й. Шварца в деревне Ябкенице (близ Праги). Однако он продолжал творческую деятельность, и в последние 10 лет жизни им были созданы: оперы «Поцелуй», «Тайна», «Чёртова стена» и I д. оперы «Виола» (все на либретто Э. Красногорской), а также «Пражский карнавал» для симфонического оркестра, ряд вокальных произведений (главным образом для мужского хора), 2 струнных квартета, «Чешские танцы» и др. фортепианные произведения, а также последние симфонические поэмы из цикла «Моя родина» — «Из чешских полей и лесов», «Табор», «Бланик».
Согласно замыслу автора, музыка всего цикла должна была звучать единым гимном родине. Опираясь на традиции создателей романтического программного симфонизма (главным образом Ф. Листа), Сметана в работе над симфоническими поэмами использовал исторические материалы, популярные народные легенды и предания. Образы древней Чехии, символом которой является легендарный Вышеград — первооснова чешского государства, чередуются с поэтическими картинами природы и народных празднеств. Через весь цикл проходит идея бессмертия и величия чешского народа; воспеваются неприступная твердыня гуситов Табор и гора Бланик, в глубине которой спят воины, пока звук трубы не позовёт их на бой за освобождение родины.
Музыка цикла ярко национальна, построена на интонациях чешских народных мелодий (в поэме «Табор» разрабатывается подлинная тема одной из лучших гуситских песен «Кто же вы, божьи воины?»). В сочинении ярко проявляются мастерство Сметаны в области оркестрового колорита, его полифоническое искусство (особенно в поэме «Из чешских полей и лесов»). В истории чешского симфонизма цикл «Моя родина» занимает такое же важное место, как «Проданная невеста» в истории чешской оперы. Этим циклом Сметана утвердил классические традиции чешской симфонической музыки — демократизм, национальную самобытность, патриотическую устремлённость, традиции, получившие затем развитие в произведениях А. Дворжака и сыгравшие решающую роль в формировании творчества чешских композиторов следующих поколений. (Из-за призывного, патриотического характера музыки исполнение цикла «Моя родина» в оккупированной гитлеровцами Чехословакии было запрещено.)
Камерную музыку Сметана писал главным образом в периоды, связанные с трагическими событиями личной жизни. Свою скорбь, вызванную смертью первой дочери, он отразил в фортепианном трио. Потеряв слух, композитор излил свою горечь в 1-м струнном квартете «Из моей жизни», имеющем автобиографическое содержание. Но несмотря на субъективный характер чувств, выраженных в музыке, и трагическую окраску одного из финальных эпизодов (в болезненном состоянии композитор слышал мучившее его звучание — Аs-dur'ный секстаккорд в 4-й октаве; в квартете — это пронзительное верхнее е), музыка этого произведения отличается большими художественными обобщениями; она говорит о мужественной борьбе с невзгодами, воспевает вечное обновление, радость творческого труда.
Пражское общество камерной музыки, куда Сметана представил это сочинение, сочло его технически неисполнимым. Лишь благодаря содействию друга Сметаны поэта Й. Срб-Дебрнова 1-й струнный квартет был исполнен в 1878 в его доме, затем в публичном концерте (на альте играл А. Дворжак); вскоре квартет стал известен и в других странах. 2-й струнный квартет по эмоциональному содержанию является продолжением 1-го; его программа — жизнь и страдания музыканта, потерявшего слух.
Несмотря на полную потерю слуха, Сметана несколько раз выступил как пианист; сбор с концертов пошёл на восстановление здания сгоревшего Национального театра. С той же целью Сметана 28 сентября 1881 в последний раз дирижировал оркестром, будучи уверен, что оркестранты его не подведут, а имя привлечёт много слушателей.
Исполнение оперы «Либуше» состоялось в присутствии Сметаны в 1883, в день открытия Национального театра (автор назвал её «торжественной картиной»). Опера написана в монументально-эпическом стиле и посвящена воспеванию мудрости, славы и силы чешского народа, это — музыкальное сказание о его деяниях и бессмертии; в опере отразились глубокие патриотические чувства композитора. (Опера «Либуше», с её торжественной музыкой, исполняется в ЧССР в дни национальных празднеств; увертюра часто звучит как самостоятельное симфоническое произведение)
25 февраля 1884 тяжело больной композитор вынужден был прекратить работу над партитурой оставшейся незавершённой оперы «Виола» (по «Двенадцатой ночи» Шекспира). Через два с половиной месяца Сметана умер.
Сметана сыграл исключительную роль в развитии чешской музыкальной культуры. Опираясь на опыт мастеров мирового музыкального искусства, он творчески развил национальные музыкальные традиции, в т. ч. старших современников В. Томашека и P. Шкроупа. Произведения Сметаны, прозванного «чешским Глинкой», отличаются яркой национальной самобытностью, они положили начало расцвету чешской национальной музыки и утвердили её мировое значение.
Реалистическое и в то же время обладающее романтическими чертами новаторское искусство Сметаны завоевало признание ещё при жизни композитора в разных странах, в т. ч. в России. 30 декабря 1870 (11 января 1871) в Мариинском театре в Петербурге была впервые поставлена «Проданная невеста» (в СССР поставлена в 1937; первая постановка — в Ленинградском Малом оперном театре); симфонические, камерные и хоровые сочинения Сметаны широко исполняются советскими оркестрами, ансамблями и хоровыми коллективами.
После смерти Сметаны началась систематическая публикация его произведений. В 1910–27 в Праге выходил прогрессивный музыкальный журнал «Smetana» (основан З. Неедлы). В ЧССР издаётся собрание сочинений Сметаны (с 1940). Именем Сметаны названы один из лучших концертных залов и Дом музыки в Праге. Здесь находится также Музей Сметаны, филиалы которого имеются в Литомишле и Ябкенице; Музей Сметаны открылся и в Гётеборге. Ежегодно в день смерти Сметаны исполнением симфонического цикла «Моя родина» начинается международный музыкальный фестиваль «Пражская весна».
Основные даты жизни и деятельности:
• 1824 — 2 III. В Литомишле в семье пивовара, любителя музыки Франтишека Сметаны родился сын Бедржих.
• 1828 — Обучение музыке под рук. отца, участие в домашнем музицировании (партия скрипки в квартете Й. Гайдна).
• 1830 — 4 X. Первое публич. выступление в качестве пианиста (фортепианное переложение увертюры к опере «Немая из Портичи» Ф. Д. Э. Обера). — Занятия в школе пиаристов (монашеский орден).
• 1831 — Переезд семьи Сметаны в Ииндржихув-Градец. — Обучение игре на фортепиано под рук. Ф. Икавеца.
• 1832 — Первые сохранившиеся композиторские опыты — галоп (Kvapik) для фортепиано и др.
• 1836–39 — Занятия в школе в Немецки-Броде (ныне Гавличкув-Брод).
• 1839–40 — Учёба в Праге.
• 1843 — 8 IX. Окончание школы в Пльзени.
• 1843–46 — Занятия композицией под рук. Й. Прокша в его муз. школе в Праге.
• 1846 — 10 IV. Встреча в Праге с Г. Берлиозом.
• 1847 — Знакомство в Праге с К. и Р. Шуманами. — Лето. Конц. турне по зап. Чехии.
• 1848 — 23 III. Первое письмо Сметаны к Ф. Листу. — 18 V. Получение разрешения на открытие частной муз. школы. — Участие в революц. об-ве «Согласие».
• 1849 — 20 IV. Исполнение под упр. Ф. Шкроупа первого крупного орк. соч. Сметаны «Торжественная увертюра». — Открытие Сметаной собств. муз. школы в Праге. — 27 VIII. Женитьба на Катаржине Коларж, пианистке.
• 1851 — Публикация в Лейпциге (по рекомендации Ф. Листа) «6 характерных пьес» для фортепиано ор. 1, посв. Листу.
• 1856 — Встреча с Листом в Праге. Отъезд в Гётеборг.
• 1856–61 — Жизнь в Гётеборге (Швеция), с неоднократными поездками в Прагу. Конц. выступления в городах Швеции (первое — 23 X 1856, последнее — 19 III 1861 в Гётеборге).
• 1857 — Посещение Листа в Веймаре.
• 1859 — 19 IV. Смерть жены. — 29 V — 14 VI. Поездка на съезд молодых нем. музыкантов в Лейпциг, затем в Веймар по приглашению Листа. Знакомство с Г. Бюловым и А. Н. Серовым.
• 1860 — 10 VII. Женитьба на Беттине Фердинандовой.
• 1861 — Возвращение в Прагу из Гётеборга. — Дирижирование муж. хором «Глагол пражский» (осн. 2 X), организация концертов хор. об-в Праге. — Конц. турне по Нидерландам и Германии.
• 1862 — 5 I. Выступления в Праге в авторском концерте в качестве дирижёра («Лагерь Валленштейна» и «Ричард III»), а также с фортепианными соч. — 1 X. Открытие (совм. с Ф. Геллером) муз. школы. — Первые выступления в муз. прессе (в журн. «Slavoj», позднее, в 1864, — в «Narodni listy»).
• 1863 — 23 IV. Завершение оперы «Бранденбуржцы в Чехии». — 30 X. Избрание Сметаны на пост дирижёра «Глагола пражского».
• 1865 — 4 III. Первое выступление в качестве дирижёра произв. М. И. Глинки (исполнялась его «Камаринская»).
• 1866 — Премьера «Бранденбуржцев в Чехии». — 15 III. Завершение «Проданной невесты». — 30 V. Премьера «Проданной невесты» (под упр. автора). — 13 IX. Назначение Сметаны гл. дирижёром «Временного т-ра».
• 1868 — 16 V. Премьера под упр. Сметаны оперы «Далибор» в день торжеств. закладки здания Нац. т-ра. — Начало «борьбы за Сметану». 1871. — 11 I. Пост. «Проданной невесты» в Мариинском т-ре в Петербурге — первое исп. за рубежом.
• 1872 — 14 IV. Исп. под yпp. Сметаны увертюры к «Либуше». — 15 X. Открытие Сметаной оперной школы при «Временном т-ре».
• 1874 — 15 I. Завершение оперы «Две вдовы». — 27 III. 1-е исп. оперы «Две вдовы» под упр. Сметаны — 1 VII. Начало заболевания (глухота). — 7 IX. Уход с поста гл. дирижера «Временного т-ра» (из-за усилившейся глухоты). — 20 X Полная потеря слуха. — 18 XI. Завершение партитуры «Вышеграда». — 8 XII. Окончание симф. поэмы «Влтава»
• 1875 — 20 II. Завершение «Шарки».- 18 X. Завершение симф. поэмы «В чешских лугах и лесах». — 14 III. Первое исп. симф. поэмы «Вышеград». — 4 IV. Первое исп. симф. поэмы «Влтава».
• 1876 — 3 VI. Переезд Сметаны с женой и детьми от 2-го брака к дочери Жофии в Ябкенице. — 7 XI. Премьера оперы «Поцелуй» в Праге (под упр. А. Чеха).
• 1877 — 17 III. Первое исп. симф. поэмы «Шаркa». — Избрание Сметаны почетным членом об-ва «Умелецка беседа» и хора «Глагол пражский».
• 1878 — 15 III. Премьера оперы «Две вдовы» (2-я ред.). — 18 IX. Премьера оперы «Тайна».
• 1879 — 29 III. Первое исп. квартета «Из моей жизни».
• 1880 — 18 IX. Торжество в Литомишле в честь Сметаны, установление мемориальной доски.
• 1881 — 11 VI. Премьера «Либуше» под упр. Чеха в связи с торжеств. открытием Нац. т-ра. — 12 VIII. Пожар в Нац т-ре (здание сгорело). — 28 IX. Исп с оркестром Нац т-ра увертюры к «Либуше» (последнее дирижёрское выступление Сметаны, пораженного глухотой). — Концерт в честь Сметаны в связи с 50-летием его пианистич деятельности, первое исп. «Вечерних песен» (специально написаны к этому юбилею), а также симф. поэм «Табор» и «Бланик». — 4 X. Выступление в качестве пианиста в г. Писек (последнее появление на конц. эстраде). — XII. Пост. оперы «Две вдовы» в Гамбурге.
• 1882 — 5 V. 100-е исп. «Проданной невесты». — 29 X. Премьера оперы «Чертова стена». — 5 XI. Первое исп. всего симф. цикла «Моя родина» (под упр. А. Чеха).
• 1883 — 12 III. Завершение 2-го струн. квартета. — 14 IX. Завершение «Пражского карнавала». — 18 XI. Исп. «Либуше» на открытии восстановленного Нац. т-ра. — 23 XI. 1-я пост. на сцене Нац. т-ра «Проданной невесты» (117-й спектакль после премьеры).
• 1884 — 25 II. Прекращение композиторской деятельности. — 23 IV. Помещение Сметаны в лечебницу для душевнобольных в Праге. — 12 V. Смерть Сметаны. — 15 V. Торжеств. погребение на Вышеградском кладбище (исп. «Проданной невесты» в день похорон в Нац. т-ре).
Сочинения:
оперы (все поставлены в Праге) — Бранденбуржцы в Чехии (Brambori v Cechach, 1863, 1866, «Временный т-р»), Проданная невеста (Prodana nevesta, 1866, там же), Далибор (Dalibor, соч. 1867, пост. 1868, «Новоместский т-р»), Либуше (Libuse, 1872 1881, Нац. т-р), Две вдовы (Dve vdovy, 1874, «Временный т-р»), Поцелуй (Hubicka, 1876, там же), Тайна (Tajemstvi, 1878, Новый чеш. т-р), Чёртова стена (Certova stena, 1882, там же), Виола (не оконч, по «Двенадцатой ночи» Шекспира, соч 1884, 1-й акт исполнен в 1924);
для оркестра — Триумфальная симфония (Triumfalni symfonie E-dur, 1854), симфонические поэмы — Ричард III (1858), Лагерь Валленштейна (1859), Гакон Ярл (1861), Моя родина (Má vlast, цикл из 6 симфонических поэм Вышеград, 1874, Влтава, 1874, Шарка, 1875, В чешских лугах и лесах, 1875, Табор, 1878, Бланик, 1879), 2 Торжественные увертюры (Slavnosti ouvertury, 1848, 1868), марши — Студенческого легиона (Pochod studentske legie, 1848), Национальной гвардии (Pochod narodni gardy, 1848), к Шекспировскому празднеству (Pochod k slavnosti Shakespearove, 1864), полька (1848), Пражский карнавал (Prazsky karneval, 1883), Интродукция и полонез (1883), Венкованка (оркестровая редакция фортепианной польки, 1879), музыка для струнного оркестра, арфы и гармониума к живым картинам — Рыбак (Ryber, по Гёте, 1869) и Суд Либуше (Libusin soud, 1869);
камерно-инструментальные ансамбли — для скрипки и фортепиано — фантазия (1843), 2 дуэта В родном краю (Z domovinу, 1878), фортепианное трио (1855), 2 струнных квартета (1-й, Из моей жизни — Z meho zivota, 1876, 2-й — 1883);
хоры (мужские с фортепиано) — Чешская песня (Ceska pisen, сл. Я. Гвезды, 1860, 2-я ред. для смеш. хора с фортепиано, 1868, 3-я ред. с орк., 1878), Три всадника (Tri jezdci, сл. Ю. В. Яна, 1862), Отщепенец (Odrodilec, сл. А. Метлинского, двойной муж. хор — 1863, 2-я ред., муж. хор — 1864), Земледельческая песня (Rolmcka, сл. В. Трнобранского, 1868), Торжественный хор (Slavnosti sbor, сл. Э. Цюнгеля, 1870), Песнь на море (Pisen na mori, сл. В. Галека, 1877), 3 трехголосных женских хора — Прилетели ласточки (Priletely vlastovicky), Солнце село за гору (Zapad slunce, оба на сл. Й. Сладека) и Моя звезда (Ma hvezda, сл. Б. Пешки, 1878), муж. хоры на сл. Й. Срб-Дебрнова — Приданое (Veno, 1880), Молитва (Modlitba, 1880) 2 лозунга (Dve hesla, для «Глагола пражского», 1882), Наша песня (Nase pisen, 1883), 2 церковных хора — с органом и a cappella;
для голоса с фортепиано — Песня свободы (Pisen svornosti, cл. Я. Коллара, 1848), Вечерние песни (Vecerni pisne, сл. В. Галека 1879);
для фортепиано — Бравурный галоп (1840), кадриль (1841), польки, в т. ч. Из студенческой жизни (Ze studentskeho zivota, 1842) и Воспоминание о Пльзени (Vzpominka na Pizen, 1843), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844), 8 прелюдий (1845), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848), соната (1849), Свадебные сцены (Svatebni sceny, 1849), Листки воспоминаний (Listky do pamatniku, 1851), польки — 3 салонные (Tri polky salуnni, 1855), 3 поэтические (Poeticke, 1855), Видение на балу (Videni na plese, 1858), Беттина полька (Bettina polka, 1859), Воспоминание о Чехии в форме полек (Bzpominky na Cechy ve forme polek, 1859); 4 концертных этюда (1862), концертная фантазия на темы чешских песен (1862), Мечты (Sny, 1875), Чешские танцы (Ceske tance, тетр. I — 1877, тетр. II — 1879), для фортепиано в 4 руки — 2 увертюры (1842), для 2 фортепиано (в 8 рук) — соната (1850),
прелюдии для органа (1846), музыка к спектаклям драматического театра — 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам M. Конецкого «Доктор Фауст» (1862) и «Ольдржих и Божена» (1863), Фанфары к трагедии У. Шекспира Ричард III (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1967).
Литература: Соллертинский И., Б. Сметана, в сб. Проданная невеста, Л., 1937; Мартынов И., Бедржих Сметана, M., 1950, его же, Бедржих Сметана, M., 1963; Бэлза И., Чешская оперная классика, M., 1951; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, M.-Л., 1951; его же, Бедржих Сметана, «МЖ», 1966, No 5; его же, История чешской музыкальной культуры, т. 2, M., 1973; его же, Великий провозвестник, «Bcecвiт», 1974, No 4; Гулинская З., Бедржих Сметана, M., 1959; ее же, Мальчик из Литомышли, «МЖ», 1963, No 21; ее же, Бедржих Сметана, M., 1968; ее же, Основоположник чешской музыкальной классики, «МЖ», 1974, No 6; Гамрат-Курек В., «Моя Родина» Сметаны, M., 1962; Nejedly Z., Zpevohry Smetanovy, Praha, 1908 (рус. пер. — Оперы Сметаны, в кн. Неедлы З., Избр. труды, M., 1960); его жe, В. Smetana, Praha, 1924, 1962 (рус. пер. Heeдлы З., Бедржих Сметана, Прага, 1924, 1945) и др.
З. К. Гулинская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Жизненный и творческий путь Сметаны →
Оперное творчество Сметаны →
Чешская музыкальная культура во 2-й половине XIX века →