Последнее десятилетие жизни Бедржиха Сметаны прошло в деревне Ябкенице, в доме лесничего Йозефа Шварца — зятя композитора. В этом тихом лесном краю, в общении с природой, он поистине отдыхал душой, прогуливаясь по лесам. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, композитор не прекращал создавать музыку.
По воспоминаниям Йозефа Шварца, он начинал работать после утренней прогулки и занимался сочинением музыки в течение всей первой половины дня, а после обеда работал еще не менее двух часов. Свои новые произведения он охотно исполнял перед членами семьи, интересуясь, какое впечатление произвела на них музыка. Он легко находил друзей среди местных жителей — дети называли его «старым паном», а взрослые — «паном капельмейстером».
В этот период, когда композитор особенно тесно соприкасался с бытом патриархального крестьянства, находясь «в гуще» народной жизни, были созданы два дуэта под общим заглавием «В родном краю» (чеш. Z domoviny). Для Сметаны это было первым обращением к жанру пьесы для скрипки и фортепиано. По своему образному содержанию эти дуэты в определенной степени соприкасается с циклом симфонических поэм «Моя родина» — в них тоже отразилась любовь композитора к родной Чехии, к ее природе, ее народу.
Но если в симфонических поэмах была развернута широкая, эпическая «панорама», охватывающая и героическое прошлое, и надежды на будущее, то «В родном краю» — это произведение интимно-лирическое, раскрывающее сокровенные чувства композитора, не претендующее на грандиозность изображаемых «картин». Впрочем, было бы ошибкой сводить образное содержание дуэтов «В родном краю» к простым пейзажным или бытовым зарисовкам — их музыкальной образности свойственна обобщенность. Лирическая природа цикла подчеркнута характером движения — обе пьесы написаны в умеренных темпах.
Первая пьеса — Moderato — имеет основную тональность фа-диез минор. В ней раскрывается единый лирический образ, воплощенный в кантиленной, свободно льющейся мелодии широкого дыхания, которая в кульминации приобретает поистине восторженное звучание, уподобляясь торжественному гимну. Музыкальный язык пьесы насыщен народнопесенными интонациями.
Более широкая эмоционально-образная «палитра» раскрывается во второй, соль-минорной пьесе цикла — Andantino — Moderato. Некоторые черты роднят ее с первой пьесой — ее первая тема тоже представляет собой лирическую песенную мелодию, но за нею следует жанрово-танцевальная тема, контрастирующая ей своей жизнерадостностью.
«В родном краю» нельзя назвать виртуозным произведением в строгом смысле, однако композитор прекрасно знал и учитывал возможности инструмента, и с исполнительской точки зрения это «выигрышный» материал.