Бедржих Сметана. Фортепианные трио

Композитор
Год создания
1855
Жанр
Страна
Чехия
Бедржих Сметана

В 1855 году Бедржих Сметана перенес жестокий удар судьбы — старшая дочь композитора Бедржишка, которая в свои четыре года проявляла незаурядную, многообещающую музыкальную одаренность, и потому особенно близкая отцу, умерла от скарлатины. Композитор тяжело переживал утрату любимой дочери. Глубокую скорбь он излил в своем первом крупном камерно-инструментальном произведении — Фортепианном трио соль минор.

На титульном листе Трио Сметана написал: «Посвящено памяти моего первого ребенка Бедржишки, вдохновлявшей нас своим незаурядным музыкальным дарованием, но все-таки отнятой у нас смертью в возрасте четырех с половиной лет». Это посвящение можно рассматривать как своеобразную программу произведения, хотя формально оно программным не является. Всё в этом сочинении служит выражению той глубочайшей печали, которая владела автором на момент его создания. Все три части написаны в минорных тональностях, во всех трех присутствует нисходящий ход, который еще в эпоху барокко воспринимался как выражение скорби и символ смерти и траура.

Есть в Фортепианном трио и другой узнаваемый музыкальный символ, на сей раз — идущий от романтической традиции: начало третьей части перекликается с балладой Франца Шуберта «Лесной царь». Вряд ли это сходство можно считать случайным совпадением — ведь в шубертовской балладе на стихи Гёте тоже повествуется о смерти, вырывающей ребенка из рук отца. Не вполне обычна последовательность частей сонатного цикла: умеренный темп в первой части, более быстрый во второй. Объединяющим началом становится в цикле идея борьбы между светом и тьмой, между жизнью и смертью — это образное содержание красной нитью проходит через все три части произведения.

Первую часть — Moderato assai — открывает лирическая тема, исполненная глубочайшего отчаяния. Ее начало в одноголосном изложении звучит как выражение одиночества и опустошенности, мрачный колорит усиливается тем, что скрипач исполняет тему на самой низкой струне (соль), и ее «тёмный» тембр делает главную партию еще более скорбной. Присоединяется неумолимая ритмическая пульсация фортепиано и подголосок виолончели, не противопоставляемый скрипичной мелодии, а словно «разделяющий страдание» с нею. Это протяженное совместное «пение» сменяется перекличкой речитативных фраз фортепиано и скрипки, экстатично звучащей в высоком регистре.

Мрачной главной партии противопоставляется светлая, лирическая побочная (Сметана утверждал, что это была любимая мелодия Бедржишки), но и в нее вторгаются скорбные хроматические мотивы из главной партии, словно напоминая, что все светлое теперь принадлежит к области воспоминаний. Секвенционное развитие с этих интонаций с полифоническими выступает на первый план в разработке, исполненной драматизма. Светлым видением звучит развитие побочной партии с оттенком импровизационности у фортепиано, но таинственное пиццикато скрипки и остинатная фигура у виолончели придают ему оттенок тревожности, и вернувшиеся после этого интонации главной партии кажутся еще более трагичными. Скорбное настроение господствует и в репризе, достигая апогея в активных ритмах коды, разрабатывающей основной мотив главной партии.

После такой первой части, в полной мере представляющей лирическую сферу, не было нужды в традиционном Adagio, и во второй части — Allegro, ma non agitato — композитор использует ритм польки… может быть, это воспоминания об играх резвого ребенка? Но на этих воспоминаниях лежит печать скорби: тема звучит в минорной тональности, танцевальность в ее ритме завуалирована, а мелодия вырастает из печальных интонаций главной партии первой части. Во второй теме присутствует оттенок маршевости.

Третья часть — Finale. Presto — открывается беспокойной темой в ритме галопа, напоминающей о шубертовском «Лесном царе». Ей противопоставляется медленная лирическая тема, которая к концу финала приобретает характер погребального шествия.

Приступив к работе над Фортепианным трио в сентябре 1855 г., Сметана завершил его в ноябре, а в начале того же года в Праге состоялась мировая премьера произведения. Первыми исполнителями нового сочинения Сметаны стали скрипач Антонин Бенневиц, виолончелист Юлиус Гольтерман, а партию фортепиано исполнил сам композитор. Суждения музыкальных критиков нельзя было назвать благосклонными. Тем не менее Трио исполнялось и в последующие годы.

В 1856 г. его слушал Ференц Лист, который высоко оценил произведение — он признавался, что Трио очаровало его. Но, очевидно, сам автор был не особенно доволен результатом своего композиторского труда, и по прошествии двух лет создал новую редакцию этого сочинения. Первое Фортепианное трио Бедржиха Сметаны осталось единственным — композитор больше никогда не обращался к этому жанру камерно-инструментальной музыки.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама