Branibori v Cechach
Опера Б. Сметаны в трех действиях, либретто К. Сабины по одноименному рассказу И. К. Тыла и «Истории города Праги» В. В. Томска.
Премьера: Прага, 5 января 1866 г.
Хотя события оперы относятся к XIII в. (1279-1283), в идейном отношении она перекликалась с современностью. В ней выразились патриотические тенденции композитора. Исторический фон сюжета таков: после смерти Отакара II германский император назначил правителем Чехии бранденбургского маркграфа Отто, который угнетал народ и грабил страну. Опорой его были осевшие в Чехии германские колонисты. На бесправие и насилие чешский народ отвечал восстаниями.
Действие оперы развертывается в селе близ Праги и в самой Праге. До жителей села доходит известие, что в столице вспыхнуло восстание против бранденбургских палачей. Осторожный и медлительный староста Вольфрам сначала не верит слухам, но затем, увлеченный общим порывом, решает идти на помощь восставшим. В поместье старосты остаются три его дочери. Любви одной из них, Людише, тщетно домогается немец Таузендмарк, ставленник бранденбуржцев. Отвергнутый девушкой, он похищает ее вместе с двумя сестрами. Восстание в Праге подавлено, но народ продолжает борьбу с угнетателями. Своим предводителем он выбирает мужественного и умного бедняка Йиру. Людише, которой посчастливилось вырваться из плена, призывает народ к борьбе. Таузендмарк, опасаясь гнева народа, обвиняет Йиру в похищении дочерей старосты. Тщетно пытается тот доказать свою непричастность. Староста велит отвести его в тюрьму. Бранденбуржцы вновь захватили дочерей старосты, и приятель Таузендмарка капитан Варнеман требует за их освобождение выкуп. Таузендмарк выступает на суде обвинителем Йиры, которого приговаривают к смертной казни. Однако затем его невиновность доказывает молодой пражанин Юнош, возлюбленный Людише. Народ под водительством Йиры освобождает сестер. Таузендмарк изобличен в предательстве. Староста только теперь постигает всю меру подлости бранденбуржцев и вместе с Йирой готов идти на битву с врагом.
Опера Сметаны явилась новым словом в чешском искусстве. Музыка проникнута высокой гражданственной силой. Народ — главный герой произведения. Драматургический контраст обусловлен не только противопоставлением чехов немцам. В чешском лагере противостоят друг другу осторожный, избегающий открытого выступления староста Вольфрам и энергичный, смелый Йира. Основная сила восставших — бедняки. Своеобразный характер носят их хоры и танцы.
Постановка «Бранденбуржцев» долго откладывалась. Наряду с политическими мотивами немалую роль играл демократизм произведения, резко порывавший с оперной традицией. Великий чешский поэт Я. Неруда в эпиграмме так охарактеризовал позиции врагов оперы:
Нет, этой музыке никто из нас не рад!
Она, во-первых, к танцам непригодна,
А во-вторых, она народна,
А в-третьих, Сметана — ужасный демократ.
В ней в каждом такте, в каждом ариозо
Демократическая чудится угроза!
В трудную пору чешской истории опера Сметаны служила одним из источников укрепления народного духа. Австрийские угнетатели препятствовали ее постановке, а некоторые немецкие музыковеды объявили неудачной. Более всего реакцию возмущал образ изменника Таузендмарка (его фамилия имеет символический смысл: тысяча марок — цена предательства). «Бранденбуржцы в Чехии» — великий памятник чешской национальной культуры. В 1924 г. опера была поставлена в Вене; впервые на русской сцене — в Челябинском театре оперы и балета в 1963 г. (под названием «Людише», под управлением И. Зака).
А. Гозенпуд
В группе героических опер Сметаны три произведения. Их открывают «Бранденбуржцы в Чехии» (1863).
Первое оперное творение Сметаны оказалось еще не ровным по стилю, но слушателей премьеры увлекла волнующая передача грозовой атмосферы драмы. Она была созвучна современности.
...В XIII веке власть в Чехии захватил бранденбургский маркграф. Немцы хозяйничают в стране при попустительстве пражского старосты Вольфрама Ольбрамовича. «Слишком много среди чехов отступников»,— говорит мужественный рыцарь Олдржих Рокицанский. Есть в их среде и откровенный предатель — Таузендмарк. С его помощью немцы похищают одну из дочерей Вольфрама — Людише; ее жених Юнош освобождает девушку. Личная драма тесно переплетается с социальной: возникают сцены восстания пражской бедноты, возглавленного Йирой, суда над ним, бытовые эпизоды из сельской жизни. Естественно напрашивались параллели между тем, что происходило на сцене, и тем, что переживала Чехия под пятой габсбургских душителей свободы. Поэтому бурную реакцию зала вызвал призыв Олдржиха: «Пора уже с оружием в руках прогнать с земли нашей бранденбуржцев, которые губят нашу землю, душат наш язык и терзают наш народ!..».
Большим драматизмом отмечены народные сцены оперы. Они проникнуты боевым духом, призывной декламационностью, маршевой поступью. Примером может служить хор избрания Йиры вождем пражской бедноты из 2-й картины I акта:
Эта картина ярко передает образ поднявшегося на восстание народа. Хор без сопровождения сменяется песней Йиры, после него возникает бурный танец в характере польки, который замыкается мощным, динамичным развитием начального хора.
По свидетельству Яна Неруды, реакционеров более всего раздражало, что в «Бранденбуржцах» композитор ярко обрисовал пражских бедняков, восклицавших: «Мы не чернь — мы люди!».
Впечатляет и хоровой финал оперы, текст которого пророчески возвещает: «Настанет день после долгой ночи».
М. Друскин