Messe No. 4 (C-dur), Oр. 48, D. 452
Состав исполнителей: сопрано, тенор, бас, хор, малый оркестр, орган.
История создания
Сложившийся еще в конце Средневековья жанр мессы, достигший расцвета в творчестве Баха и Гайдна, Моцарта и Бетховена, кажется неожиданным у Шуберта — первого австрийского романтика, прославившегося своими песнями. Однако и он обращался к мессе в течение всего творческого пути: Первая была написана 17-летним юношей, последняя, Шестая, — менее чем за полгода до смерти.
Четвертая месса писалась в июне-июле 1816 года, когда уже определилось своеобразие таланта Шуберта. В это время он брал последние уроки у Сальери, который был педагогом по контрапункту в венском конвикте, учебном заведении, готовившем как гимназистов к поступлению в университет, так и хористов Придворной капеллы.
Шуберт утверждал в творчестве совсем иные, чуждые его учителю романтические идеалы. Достаточно назвать 200 песен (среди них «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь») или Четвертую (Трагическую) симфонию, законченную за 3 месяца до мессы. Сама же месса посвящена Михаэлю Хольцеру, регенту церкви в Лихтентале, пригороде Вены, в котором родился композитор. Хольцер был первым педагогом 8-летнего Шуберта по пению. Со слезами на глазах уверял он отца мальчика, что ему еще не встречался такой ученик: «Когда я хотел показать ему нечто новое, он уже знал, о чем пойдет речь. Следовательно, я не давал ему, собственно говоря, уроков, а лишь беседовал с ним и молча ему удивлялся».
Именно в лихтентальской церкви впервые прозвучали Первая, Вторая и, предположительно, Четвертая месса, законченная летом 1816 года. Она оказалась одним из наиболее востребованных при жизни Шуберта сочинений крупной формы. Если симфонии оставались по существу неизвестными при его жизни, то 5 месс он слышал, а Четвертую даже увидел изданной (3 сентября 1825 года в Вене). Для этого издания он расширил состав оркестра. Первоначально в автографе были указаны 2 скрипки, виолончель и контрабас, затем вписаны 2 трубы и литавры, а в изданном варианте имеются также 2 гобоя (или кларнета). Однако использование этих инструментов было не обязательно: авторское указание — ad libitum (по желанию).
Музыка
Четвертая месса отмечена типичными шубертовскими чертами. В ней преобладают лирические образы, протяженные песенные мелодии, небольшие трехчастные и строфические формы, что подчеркнуто светлым, прозрачным звучанием малого оркестра. Если исторически жанру мессы присущи торжественность, величие, воплощенные в крупных полифонических формах, то в этой мессе полифонических эпизодов нет вовсе. Однако некоторые освященные веками выразительные средства сохранены.
Так, в среднем разделе 2-й части, Gloria (Слава) — Qui tollis (Несущий грехи мира) печальное соло сопрано, поддержанное мерными аккордами остальных солистов, содержит в басу нисходящую фигуру сдержанной скорби, связанную с воплощением сюжета распятия. Открывающий 3-ю часть, Credo (Верую) торжественный возглас хора a capella в унисон напоминает о провозглашении символа веры в средневековом григорианском хорале. Контрастом служит центральный эпизод Et incarnatus (И воплотился) — квартет солистов с певучей мелодией широкого дыхания. Еще более далека от традиционной 4-я часть, Sanctus (Свят): вместо заключительного фугато — песенная форма, соло сопрано и хор (Osanna). По-шубертовски тонко детализирован единственный сольный номер — 5-я часть, Benedictus (Благословен).
А. Кенигсберг