Piano Sonata No. 2 (h-moll), Op. 61
Создав в 1926 г. Первую сонату для фортепиано, Дмитрий Дмитриевич Шостакович отходит от этого жанра на шестнадцать лет. Соната № 1 не получила большого распространения, а со временем и вовсе вышла из репертуара пианистов. Казалось, что композитор полностью отказался от сонатного жанра, но в 1942 г. Шостакович, пожалуй, даже не возвращается к нему, а заново начинает путь в жанре фортепианной сонаты. Между произведениями, разделенными между собою шестнадцатью годами, очень мало общего, зато многое роднит Вторую сонату Шостаковича с его произведениями, созданными для иных исполнительских составов.
Не исключено, что обратиться вновь к созданию фортепианной музыки Дмитрия Дмитриевича побудила смерть консерваторского наставника-пианиста: Леонид Владимирович Николаев умер в 1942 г. в Ташкенте, где он находился в эвакуации, его памяти посвятил Шостакович Сонату № 2 си минор. Будучи созданным в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, произведение не могло не отразить суровый дух той эпохи, которая породила ее. Наряду с Седьмой и Восьмой симфониями, Фортепианным трио и Вторым квартетом эту сонату можно причислить к «музыкальным памятникам» военного времени. Но если симфонии представляют всенародную трагедию войны, то камерный жанр в большей степени подходил для воплощения индивидуальной человеческой драмы в условиях трагической эпохи. В чем-то образное содержание произведения Шостаковича перекликается с «военными» сонатами Сергея Сергеевича Прокофьева.
Даже выбор тональности – си минор – способен многое сказать об образном строе сонаты. Вспоминаются такие глубоко драматические и даже трагедийные произведения как Месса си минор Иоганна Себастьяна Баха, Соната № 3 Фредерика Шопена, Соната Ференца Листа с ее «фаустовскими» образами, Симфония № 6 Петра Ильича Чайковского. Эта тональность играет важную роль во всем трехчастном драматическом цикле – например, в третьей части си минор присутствует в шести вариациях из тринадцати.
Работа над Сонатой № 2 давалась Дмитрию Дмитриевичу нелегко – по-видимому, сказывался длительный отказ от создания фортепианной музыки. Испещренный исправлениями черновик сонаты свидетельствует о тех муках творчества, через которые прошел композитор в процессе ее создания. Сонатный цикл представляется не вполне однородным, три его части различаются по своему музыкальному языку. Первая часть по драматическому накалу перекликается с симфониями. Вторая, в которой можно усмотреть даже неоклассические черты, производит впечатление сдержанности, холодности и даже некоторой отстраненности. Третья часть – это чакона. Немалую роль играют в сонате полифонические элементы, пронизывающие ее музыкальную ткань. Сочетание полифонических элементов с гармонической вертикалью приводит к своеобразной ладовой организации, которая позволяет говорить о расширенной тональности.
При всей сложности работы над сонатой, одна из тем всё же была найдена композитором достаточно быстро. То была маршеобразная тема, в чем-то перекликающаяся со знаменитой «темой нашествия» из Симфонии № 7. Ее жесткие, чеканные интонации возникают не сразу – им предшествует легкий, но неудержимый поток мелких длительностей, в котором возникают печальные фразы. Этот «поток» струится постоянно, производя впечатление некой механической, бездушной силы. Под знаком противопоставления лирического и маршевого элементов проходит вся первая часть, но окончательной победы не может одержать ни один из них, хотя жесткие аккорды и обрывают лирические фразы к концу части.
Углубленно-созерцательное настроение царит во второй части – медленной. Ее приглушенные «краски» производят впечатление предельной эмоциональной утонченности. Некоторое учащение ритма происходит лишь в среднем размере, но первоначальный характер музыкального движения вскоре восстанавливается. Конец второй части истаивает в хрупкой звучности.
Яркий контраст второй части с ее утонченной отстраненностью создает финал, исполненный страсти и гнева. По форме он представляет собою тему с тринадцатью вариациями. Тема, основанная на острых мелодических интонациях, излагается без аккомпанемента (впрочем, не только это роднит ее с русскими народными песнями). В ходе варьирования она то обогащается сопровождающими голосами, то изменяет свое ритмическое движение, то приобретает характер инфернальной пляски. Накал страстей достигает предела в десятой вариации, чтобы в одиннадцатой уступить место светлым мечтаниям. В заключительных вариациях страстный протест полностью исчерпывает себя, интонации никнут и устремляются вниз, замирая в мрачном тембре низкого регистра.
По свидетельству Мариэтты Шагинян, Дмитрий Дмитриевич Шостакович не особенно высоко оценивал Сонату № 2: «Не пишу музыку, – говорил он в пору работы над нею. – Соната – это мелочь, экспромт. Кажется, у меня сейчас действительно пауза». Премьера произведения состоялась 6 июня 1943 г. в Куйбышеве, где Шостакович находился в эвакуации, первым исполнителем Сонаты № 2 был сам композитор. Большого успеха произведение не имело, многие музыканты были разочарованы – и только Мария Юдина оценила сонату высоко. Успех пришел к творению Шостаковича позднее. Сонату № 2 си минор исполняли Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер и другие знаменитые пианисты.
Фортепианное творчество Шостаковича →