Александр Гречанинов. Кантата «Хвалите Бога»

Композитор
Год создания
1915
Жанр
Страна
Россия
Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov

Религия и все, что с нею связано, считается крайне консервативной областью человеческого бытия: всё, включая музыку, регламентируется строгими канонами, отступить от которых невозможно, и это исключает какие бы то ни было творческие искания. История искусства – в том числе и русского – многократно опровергала это стереотипное представление. Мы расскажем о кантате Александра Тихоновича Гречанинова «Хвалите Бога», создание которой можно назвать «революционным событием» в истории русской духовной музыки.

«Хор симфонизирован – что же дальше?» – такой вопрос ставил перед собой Гречанинов после создания литургий, «Страстной седмицы», «Всенощного бдения» и других духовных сочинений. Композитор чувствовал, что исчерпал все, что может дать хор a cappella – требовалось нечто новое, но где искать новые пути? Когда речь идет о духовной музыке, разумнее всего искать ответы в Священном Писании, а там говорится: «Хвалите Его во гласе трубном… в тимпане… в струнах и органе» – фактически, здесь предлагается восхвалять Бога с использованием не только органа, но и полного оркестрового состава… так почему бы это не сделать?

В отличие от многих ортодоксальных православных христиан, Гречанинов не считал грехом и ересью мысль об использовании музыкальных инструментов в духовной музыке. При этом он вдохновлялся не только приведенным отрывком из 150 псалма, но и воспоминаниями о детских годах, когда он приходил в католический храм, чтобы послушать орган. Еще тогда он задавался вопросом – почему Православная церковь так упорно отказывается от этого инструмента, величественное звучание которого наполняет душу такой благодатью. А в праздничные дни звучание становилось еще более грандиозным – к органу присоединялся оркестр… Александру Тихоновичу казалось, что введение органа или хотя бы фисгармонии не только украсило бы православное богослужение, но и стало бы первым шагом к объединению восточной и западной церквей.

И вот композитор решается на беспрецедентный шаг – ввести в православные песнопения музыкальные инструменты. Это диктовалось не только приведенным выше фрагментом из псалма и желанием «украсить ритуал» – можно сказать, что к этому вела эволюция хорового творчества Гречанинова, даже в произведениях для хора без сопровождения (особенно во «Всенощном бдении») можно заметить нечто оркестральное: уплотнение хоровой фактуры за счет многочисленных divisi, дифференциация ее пластов, напоминающее разделение оркестровых групп – от такой «оркестровой» трактовки хора был один шаг до введения инструментов.

Впервые этот шаг был сделан в 1912 г. – в год премьеры «Всенощного бдения» композитор создал полиелей «Хвалите имя Господне» для меццо-сопрано, органа, струнного квартета и арфы. Композитор использовал в этом произведении текст 134 псалма. Музыкальный склад этой арии с инструментальным сопровождением таков, что оно вполне могло бы исполняться на богослужении в православном храме, если бы задействование музыкальных инструментов не противоречило канонам православной Церкви.

В последующие два года композитор работал над кантатой «Хвалите Бога». В первой и третьей ее частях был использован текст псалмов – соответственно 103 и 150, а во второй – текст песнопения «Ныне силы небесные». Масштабность композиторского замысла подчеркнута грандиозным исполнительским составом: солирующий тенор, два хора – детский и смешанный, оркестр, орган.

Часть первая – «Благослови, душе моя, Господа» – открывается оркестровым вступлением, за которым следует напевная, величественная тема, напоминающая старинный распев. Ей контрастирует средний раздел: широкие скачки в хоровых партиях в сочетании с красочными оркестровыми эффектами живописуют «космическую» картину сотворения Вселенной.

Вторая часть – «Ныне силы небесные» – напоминает некое мистическое действо. Это впечатление усиливается пением детского хора, символизирующего ангельские голоса (по замыслу автора, хор располагается так, что из зрительного зала его не видно).

Часть третья – «Хвалите Бога» – отличается торжественностью, эмоциональной приподнятостью. Особую красочность придает ей необычная гармония, красной нитью проходящая через всю часть – сочетание субдоминантового аккорда с доминантовым басом.

Премьера кантаты «Хвалите Бога» состоялась в феврале 1915 г. в Москве, дирижировал Сергей Александрович Кусевицкий. Публика благосклонно приняла произведение, композитора вызывали, однако среди критиков единодушия не было. В одних рецензиях отмечалась красота и «душевная бодрость» музыки, в других же композитора упрекали в неоригинальности (в частности, в подражании Рихарду Вагнеру), а некоторые критики сочли произведение слишком «светским», полагая, что его звучание не соответствует духовным текстам.

Впоследствии – уже за границей – Гречанинов ввел в кантату дополнительную часть для солирующего тенора. В таком виде произведение впервые прозвучало в Брюсселе в 1932 г. В рецензиях отмечались «большие достоинства» и новизна кантаты.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама