Альфред Шнитке. «Moz-Art»

Композитор
Год создания
1976
Жанр
Страна
СССР
Альфред Гарриевич Шнитке / Alfred Schnittke

Вольфганг Амадей Моцарт – это не просто один из самых знаменитых композиторов. Само его имя воспринимается как символ совершенства, к которому стремится каждый творец – но не каждому дано достичь идеала. Это имя окружено легендами – но реальность зачастую оказывается интереснее и увлекательнее любого вымысла. К образу Моцарта обращались и продолжают обращаться писатели, художники, композиторы, одним из которых стал Альфред Шнитке.

Среди многочисленных произведений Шнитке есть и такие, в которых композитор, по его собственному выражению, «не сочинил ни одной ноты» – взяв за основу чужой музыкальный материал, он творчески перерабатывал его, одновременно и сохраняя его самобытность, и придавая новое звучание. Например, хоровое сочинение «Minnesang» основано на мелодиях, созданных миннезингерами (средневековыми немецкими поэтами-певцами), а другим источником стала для Шнитке музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

В сочинении, вдохновленном творчеством великого австрийского композитора, необычно всё, начиная с его заглавия. Шнитке не сразу нашел подходящее наименование, рассматривая разные варианты, то предельно серьезные («Случайные соединения тем Моцарта»), то иронические («Подлинная подделка под Моцарта»), то откровенно юмористические («Бемоль, изъеденный молью»), но в конечном итоге он остановился на названии «Moz-Art»: фамилия Моцарта переплетается со словом «art», что означает – «искусство», тем самым автор подчеркивает, что понятие прекрасного заключено в самой личности Моцарта.

Кроме названия произведение имеет весьма интересный подзаголовок: «Проект реконструкции наполовину утерянного произведения». Речь идет о музыке для пантомимы, которую Моцарт написал в 1783 г. (по свидетельству современников, композитор сам выступал в ней как актер – он играл роль Арлекина). Партитура ее не дошла до наших дней – лишь партия первой скрипки уцелела, причем сохранилась она не в полной мере. С одной стороны, об этом можно пожалеть – мир лишился еще одного сочинения Моцарта (ведь оно наверняка не уступало в красоте тем его творениям, которые мы знаем), с другой – это предоставляет простор для творческой фантазии: как могло выглядеть это утраченное сочинение? Шнитке задался целью ничего не досочинять, свободно компонуя имеющийся музыкальный материал. По словам композитора, единственная вольность, которую он позволил себе в этом отношении – добавление в конце пьесы ре-бемоля и ми-бемоля, которых нет в оригинале.

В сущности, «Moz-Art» Шнитке – это даже не одно произведение, под этим заглавием объединено несколько сочинений, написанных на основе утраченной моцартовской партитуры в разные годы. Первое из них – «Moz-Art» для двух скрипок – Альфред Шнитке написал в 1976 г. По прошествии года родилось второе сочинение – «Moz-Art à la Haydn», название которого отсылает уже не только к Моцарту, но и к другому выдающемуся представителю венского классицизма – Йозефу Гайдну, и исполнительский состав здесь иной, более обширный. Двух скрипачей сопровождает камерный оркестр, состоящий из шести скрипок, четырех альтов, двух виолончелей и одного контрабаса. В 1980 г. была написана версия для шести инструментов – скрипки, виолончели, гобоя, арфы, клавесина и контрабаса. И, наконец, в 1990 г. Шнитке создал «Moz-Art à la Mozart» для арфы и восьми флейт, среди которых четыре разновидности (пикколо, флейта, альтовая, басовая), и каждая из них представлена двумя инструментами.

Ограничив себя моцартовским тематическим материалом, композитор проявил исключительную изобретательность в его комбинировании и свободном соединении. В инструментальных партиях фрагменты мелодий Моцарта переплетаются и в горизонтальном движении, и в вертикальном строении музыкальной ткани. Не ограничиваясь музыкой для пантомимы, Шнитке использует мелодические ходы и из других моцартовских сочинений – например, из Симфонии № 40 соль-минор.

Построение произведения – контрастирующих друг другу эпизодов – напоминает о дивертисменте, жанре, характерном и для творчества Моцарта, и для эпохи классицизма в целом. О том, что произведение отсылает не только к конкретному композитору, но и к его времени, напоминает заглавие «Moz-Art à la Haydn». Эта пьеса вызывает ассоциацию с «Прощальной симфонией»: подобно Гайдну, Шнитке использует прием театрализации. В партитуре указывается, что начало произведения должно звучать в абсолютной темноте, а с определенного момента музыканты начинают уходить со сцены (как и в «Прощальной симфонии»), причем дирижер некоторое время продолжает дирижировать после того, как последний из них покинет сцену.

И всё же Шнитке не пытался создать музыку, которую можно было бы принять за Моцарта или Гайдна. «Калейдоскопическое» сочетание музыкальных фрагментов создает отнюдь не моцартовские секундовые созвучия, политональные сочетания и другие «жесткости». Так возникает образ карнавала, на котором главная роль отводится музыке Моцарта. И не случайно премьера «Moz-Art» состоялась в Малом зале консерватории на новогоднем концерте.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама