Рахманинов. «Салонные пьесы» для фортепиано

Morceaux de salon, Op. 10

Композитор
Год создания
1894
Жанр
Страна
Россия
Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

1. Ноктюрн (ля минор)
2. Вальс (ля мажор)
3. Баркарола (соль минор)
4. Мелодия (ми минор)
5. Юмореска (соль мажор)
6. Романс (фа минор)
7. Мазурка (ре-бемоль мажор)

В 1893-1894 гг. Сергей Васильевич Рахманинов создал семь небольших фортепианных произведений, объединенных в цикл под заглавием «Салонные пьесы». Такое наименование указывало на то, что пьесы эти предназначались не только и даже не столько для исполнения на концертной эстраде, сколько для домашнего музицирования.

В целом по глубине содержания и оригинальности музыкального материала этот цикл несколько уступает «Пьесам-фантазиям». Так, четвертый номер цикла – ми-минорная «Мелодия» – перекликается с «Серенадой» из «Пьес-фантазий», но отличается меньшей яркостью. Не обладает особой музыкальной индивидуальностью и ля-минорный Ноктюрн, открывающий цикл. Заключительная пьеса – «Мазурка» (ре-бемоль мажор) следует традициям русских виртуозно-салонных танцев, но фактура ее представляется излишне тяжеловесной. Напевность «Романса» (фа минор) напоминает лирические фортепианные пьесы Петра Ильича Чайковского, собственно рахманиновских особенностей стиля в нем немного.

Однако в цикле имеются и весьма интересные пьесы. Лирического чувства исполнена «Баркарола» (соль минор). Второй номер цикла – ля-мажорный «Вальс» – связан, подобно «Мазурке», с традициями бытового музицирования, но очень изящен и поэтичен. Он перекликается с камерными вальсами Чайковского, например, с пьесой «Святки» из фортепианного цикла «Времена года», а также с Вальсом для фортепиано в шесть рук, который Рахманинов написал в 1890 г. для его дальних родственниц – трех сестер Скалон, с которыми его связывали очень теплые отношения. В обоих вальсах присутствует и подвергается варьированию мечтательный восходящий мелодический ход.

Самой интересной пьесой цикла можно назвать «Юмореску» (соль мажор). Этот жанр Рахманинов трактует так же, как особенно любимые им композиторы – Петр Ильич Чайковский и Эдвард Григ – в духе шуточной танцевальной сцены, но если у Грига речь шла о сельских сценах, то применительно к рахманиновской «Юмореске» можно говорить о сцене салонной. Каждый из разделов открывается энергичной мелодией, за которой в первом разделе следуют разнообразные темы. Первая из них напоминает подвижные танцы из русских опер (в частности, Краковяк из «Жизни за царя»). Отличительной особенностью второй темы становятся синкопированные «притопывания», третья тема строится на стремительном движении. Умиротворенный средний раздел напоминает аналогичный эпизод из «Свадебного дня в Трольхаугене» Грига.

В 1940 г. два номера из цикла «Салонные пьесы» – «Мелодия» и «Юмореска» – были переработаны Рахманиновым.

* * *

Серия из семи фортепианных пьес ор. 10 (1893—1894) в целом уступает предыдущему циклу — «Пьесам-фантазиям», Op. 3 – по оригинальности и содержательности музыки. Данное композитором наименование «Салонные пьесы» указывает на то, что он предназначал их в большей степени для домашнего музицирования, чем для исполнения с концертной эстрады. Среди них встречаются довольно ординарные и малосамостоятельные образцы, в которых индивидуальное начало выражено слабо. Таковы, например, «Ноктюрн» и «Романс», с их чувствительно окрашенной непритязательной певучестью, напоминающей аналогичный тип фортепианных пьес Чайковского. Печать внешнего салонного блеска лежит на «Вальсе» и «Мазурке» из того же опуса, родственных танцевальным пьесам А. Рубинштейна.

Вместе с тем среди пьес ор. 10 есть яркие, выразительные, отмеченные своеобразием авторского почерка. Таковы поэтичная «Баркарола», проникнутая тихим лирически мечтательным настроением, или «Юмореска», с ее суровым гармоническим колоритом, ритмической остротой и энергией, типично рахманиновскими грозными динамическими нарастаниями (Юмореска так же, как Мелодия и Серенада, была переработана автором в 1940 году. При этом Рахманинов внес в нее коррективы не только фактурного, но и гармонического порядка, придав некоторым гармоническим оборотам большую остроту звучания.). Привлекательна меланхолическая по тону Мелодия e-moll, отличающаяся свежестью мелодических и гармонических оборотов. Как и Серенада из ор. 3 (с которой она имеет известное сходство в смысле общего настроения музыки), эта пьеса вызывает ассоциации с некоторыми эпизодами «Алеко», чему способствует, в частности, многократное появление «рахманиновской гармонии».

Ю. Келдыш

Фортепианное творчество Рахманинова

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама