Вивальди. Концерт для фагота с оркестром No. 6

Композитор
Жанр
Страна
Италия
Антонио Вивальди / Antonio Vivaldi

Имя Антонио Вивальди неизменно ассоциируется с жанром инструментального концерта, в первую очередь – скрипичного. Действительно, из более чем пяти сотен концертов знаменитого итальянского композитора двести пятьдесят три предназначены для этого инструмента, однако Вивальди уделил внимание и другим инструментам, в частности – фаготу. Для этого инструмента композитор создал тридцать девять концертов (и это только сольные, а ведь существуют еще и концерты для фагота в сочетании с флейтой, виолончелью и другими инструментами). Таким образом, фагот – инструмент, выходивший за пределы собственной исполнительской практики композитора-скрипача – смело можно причислить к любимым инструментам Антонио Вивальди.

Особое место среди этих сочинений занимает Концерт для фагота с оркестром № 6 ми минор. Долгое время за ним не признавалось авторство Антонио Вивальди, и одной из причин этого является тональность – далеко не самая удобная для фагота (и хотя сам инструмент и техника исполнения на нем претерпели изменения со времен Вивальди, ми минор и сегодня считается неудобной для фаготистов тональностью). Однако этот момент не отвратил исполнителей от произведения: ми-минорный Концерт весьма популярен – можно с уверенностью сказать, что ни один значительный музыкант, играющий на фаготе, не прошел мимо него, к какой бы исполнительской школе он ни принадлежал; существует множество записей Концерта, а при проведении конкурсов фаготистов его довольно часто включают в программу в качестве обязательного произведения.

Ми-минорному Концерту Вивальди для фагота присущи типичные для барочного инструментального концерта черты: трехчастный цикл, выстроенный по принципу «быстро – медленно – быстро», контрастное сопоставление tutti и solo. С технической точки зрения он представляет значительную трудность даже для современных музыкантов – в нем присутствуют и виртуозные пассажи, и быстрые переходы между регистрами, но и кантиленные эпизоды ставят перед исполнителями достаточно сложные задачи.

В первой части – Allegro poco – несмотря на наличие мелких длительностей (тридцать вторых) особенно стремительного движения нет (примечательно, что темп Allegro уточняется пояснением poco). Обращает на себя внимание распределение голосов между скрипками: величавая, спокойная тема излагается вторыми скрипками, а первые им аккомпанируют. Партия солирующего инструмента не начинается с главной темы – вместо этого фагот воспроизводит музыкальный материал из начальных тактов партии первых скрипок. В течение двух тактов в партии солиста разворачивается относительно быстрое движение, после чего фагот начинает, наконец, излагать тему, которую прежде проводили вторые скрипки. Как и у них, у фагота тема украшается форшлагами. В дальнейшем развитии появляются трели.

Вторая часть – Andante – соответственно традициям жанра, медленная. Известный отечественный фаготист Валерий Сергеевич Попов усматривает в ней выражение молитвенного настроения и потому категорически возражает против замены длинных нот пассажами, что позволяют себе некоторые исполнители: «Обращаясь к Богу, не суетятся», – утверждает музыкант (по его мнению, даже исполнитель-атеист должен ощутить здесь молитвенное настроение и высказать самое возвышенное, что есть в его душе).

Часть третья – Allegro – написана мелкими длительностями в размере 3/8, но аппликатурное удобство не создает для фаготистов серьезных трудностей и позволяет исполнять эту часть в предельно быстром темпе.

Среди исследователей нет единого мнения относительно того, для кого композитор создавал этот и другие концерты для фагота. Высказывается предположение, что это были воспитанницы Оспедале-делла-Пьета – школы при женском монастыре в Венеции, где Вивальди преподавал и возглавлял оркестр в 1703-1715 гг. и 1723-1740 гг. – по свидетельству современников, оркестр этого заведения превосходил оркестр Парижской оперы. В Венеции существовали четыре подобных заведения, они конкурировали между собой, и одним из «сильных ходов» в этой конкуренции могло стать создание инструментальных концертов для не самых популярных инструментов. Фагот к числу таковых принадлежал – даже концерты Вивальди в Венеции не были изданы.

Другие музыковеды полагают, что Вивальди создавал свои концерты для взрослых виртуозов, в частности, для солистов, служивших при дворах графа Венцеля фон Морцина и князя Филиппа фон Гессен-Дармштадского. Ни одно из этих мнений нельзя считать ни полностью доказанным, ни однозначно опровергнутым, но ясно одно: Вивальди, не игравший на фаготе, прекрасно знал возможности этого инструмента и учитывал их, поэтому концерты Вивальди для фагота – в том числе ми-минорный – и сегодня занимают достойное место в репертуаре.

реклама

Словарные статьи

Фагот 12.01.2011 в 18:41

рекомендуем

смотрите также

Реклама