Франсис Пуленк. Stabat Mater

Композитор
Год создания
1950
Жанр
Страна
Франция

Ничто не способно повергнуть человека в такую глубокую печаль, как смерть близких. Но скорбь по умершим не всегда приводит в уныние и лишает сил – талантливых людей она нередко сподвигает на создание шедевров, и яркий тому пример – история создания «Stabat mater» Франсиса Пуленка.

Личная потеря стоит не только за возникновением замысла этого конкретного сочинения, но и за обращением композитора к духовной музыке вообще. В его роду по отцовской линии были духовные лица, а отец Пуленка, хотя и был фабрикантом, отличался глубокой религиозностью. Это качество он привил сыну, но искренняя приверженность католицизму отличала Франсиса только в юности: когда ему было восемнадцать лет, он похоронил отца, и с этого момента большее влияние на него оказывала мать, в глазах которой религиозность была неотъемлемой частью хорошего воспитания – но не более того, и Пуленк на долгие годы перестал задумываться о вопросах веры.

Композитор вернулся к ним в 1936 г., и это было вызвано тяжелой душевной травмой, связанной со смертью его коллеги – композитора Пьерра-Октава Ферру. Тот погиб в дорожно-транспортном происшествии, и этот внезапный, нелепый обрыв жизненного пути заставил Пуленка задуматься «о бренности физической оболочки». Мысли композитора обращаются к Богу, в памяти воскресают рассказы отца о паломничестве в селение Рокамадур, где находится необычная статуя Девы Марии – вопреки обычаю, ее лик и руки черны. Совершив паломничество, которое, по словам композитора, «вернуло ему веру детства», Пуленк получил не только утешение, но и творческое вдохновение – он написал «Литанию к Рокамадурской Богоматери».

С этого момента христианская вера занимала важное место в духовной жизни Пуленка. В последующие годы он создал и другие произведения духовного содержания, и рождение одного из них тоже было обусловлено личной утратой. В 1949 г. ушел из жизни Кристиан Берар. Это был не только талантливый художник и декоратор, но и очень обаятельный человек – общительный, веселый. Для Пуленка он был одним из ближайших друзей. Композитор очень тяжело переживал его безвременную кончину – и, разумеется, у него возникла потребность почтить память друга созданием музыкального произведения.

Казалось бы, для такого случая идеальным вариантом стал бы «Реквием» – поминальная месса. Пуленк задумывался об этом, но, в конце концов, отказался от подобного замысла: ему показалось, что «Реквием» оказался бы слишком помпезным (ведь он все-таки намеревался выразить в произведении личную скорбь, а не всенародную). В конечном итоге он пришел к идее «Stabat mater». Текст этой «заступнической молитвы» – как называл ее Пуленк – показался ему очень волнующим, и особенно привлекал его образ скорбящей Богоматери. Композитор стремился вверить душу умершего друга Богоматери Рокамадурской, когда-то утешившей его в печали и даровавшей духовное исцеление.

«Stabat mater» Франсиса Пуленка – грандиозное, крупномасштабное сочинение для пятиголосного хора и оркестра. Создавая музыкальное произведение на текст средневековой секвенции, композитор не мог не опираться на существующую традицию. Одним из самых известных воплощений образа скорбящей Богоматери стало сочинение Джованни Баттиста Перголези, и в творении Пуленка можно усмотреть некоторые общие черты с сочинением итальянского композитора XVIII столетия. Подобно «Stabat mater» Перголези, кантата Франсиса Пуленка состоит из двенадцати частей, причем опорными точками композиции в обоих случаях становятся первый, шестой и заключительный номера, а кульминационные моменты связаны с обращением к образу распятого Спасителя – они отмечены появлением солирующего сопрано.

Драматургия произведения основывается на сопоставлении двух контрастных образных сфер. Одна из них связана с драматическими образами, воплощаемыми в подвижных темпах, во взаимодействии хора и оркестра. Музыкальная ткань насыщена уменьшенными и увеличенными интервалами, динамическими контрастами, примечательно также использование фригийского лада. Этому драматизму противопоставляется тихая молитвенная сосредоточенность, выраженная в медленных темпах и пении хора без оркестрового сопровождения. Впрочем, Пуленк отмечал, что даже в тех номерах, где хор поет с оркестром, он сохраняет структуру a cappella – композитор называл такое соотношение «оправлением оркестра хором».

Духовная кантата Франсиса Пуленка «Stabat mater» была впервые представлена публике в июле 1951 г. во время фестиваля в Страсбурге. Его первыми исполнителями стали хор Сен-Гийом и оркестр Муниципального совета Страсбурга. Дирижировал Фриц Мюнш, сольную партию сопрано исполнила Женевьева Муазаи. Премьера была успешной, впоследствии произведение не менее тепло принимали в разных странах Европы, а в Америке критики признали кантату лучшим сочинением, созданным в 1951 г.

реклама

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама