Stabat mater dolorosa (стaбат мaтер долороза, лат. — стояла мать скорбящая) — одна из средне-вековых секвенций, сохранившихся в католическом церковном обиходе. Полный текст насчитывает 20 трёхстрочных строф; автор его неизвестен.
Stabat mater предназначалась к празднику «Семи скорбей богородицы» (15 сентября); с 1727 по 1960 служила также для одноимённого праздника, отмечавшегося в пятницу страстной недели. Отдельные отрывки применялись и для других праздников. Вошла в литургические книги, где за ней закреплялись определённые мелодии.
С 15 в. создавались многогол. полифонич. муз. воплощения текста Stabat mater. Выдающиеся образцы Stabat mater строгого стиля — у Жоскена Депре и Палестрины. Жоскен Депре в основу Stabat mater положил cantus firmus, к-рый проводится в среднем голосе хор. пятиголосия, являясь действенным фактором объединения голосов. У Палестрины Stabat mater для двух 4-гол. хоров отличается большей ролью аккордовых вертикалей и элементов функциональной гармонии.
Среди композиторов 18 в., создававших Stabat mater, — Дж. Б. Перголези и Й. Гайдн. У Перголези Stabat mater для сопрано, альта, струн. оркестра и органа состоит из 13 частей, чередующихся по принципу медленно — быстро.
В 19 в. Stabat mater в числе прочих писали Ф. Шуберт, Ф. Лист, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Дворжак. Популярна Stabat mater Россини, приближающаяся по форме к оратории. Из русских композиторов к Stabat mater обратился А. Н. Серов.
Немногочисленные Stabat mater были созданы и в 20 в. Это сочинения К. Шимановского и К. Пендерецкого, у к-рого Stabat mater предназначена для 3 хоров a cappella, может исполняться как самостоят. произв. и вместе с тем входит в качестве эпизода в его «Страсти по Луке».
Литература: Вittеr К. Н., Eine Studie zum Stabat Mater, Lpz., 1883; Mies P., Stabat Mater dolorosa, «Kirchenmusikalisches Jahrbuch», Jahrg. XXVII, 1932; Haberl F., Stabat Mater, «Musica Sacra», 1956, Jahrg. 76.
И. Э. Манукян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.