Опера Якова Готоваца «Эро с того света»

Дата премьеры
02.11.1935
Жанр
Страна
Хорватия

«Эро с того света» (хорват. Ero s onoga svijeta) — комическая опера Я. Готоваца в 3 действиях, либретто М. Бегович.

Премьера: Загреб, 2 ноября 1935 г.

В хорватском фольклоре один из любимых героев — храбрый, плутоватый, никогда не унывающий и выходящий победителем из всех передряг Эро с того света — по его рассказам, сошедший на землю с неба. В опере Готоваца, широко претворяющей фольклор, в роли Эро выступает крестьянский парень Мика. Он хочет жениться на Дюле, дочери богатого крестьянина Марко. Если Эро свалился с неба, то Мика спрыгивает в круг девушек, работающих в поле, с копны сена. Ловкий, хитрый краснобай внушает всем веру в свое небесное происхождение, а одна из крестьянок — Дома, мачеха Дюлы,— узнав от Мики, что ее первому мужу на том свете куда как худо, передает ему через мнимого Эро кошелек с золотом (мотив этот встречается в фольклоре многих народов). Разгневанный легковерием жены Марко преследует обманщика, а тот переодевается мельником и ускользает от преследователей. Мика успевает во всем: ему удается увлечь Дюлу, а ее отец, узнав, что у будущего зятя есть деньги, соглашается на брак дочери.

Опера проникнута юмором, изобилует яркими жанровыми сценами и выразительными характерными фигурами. Колорит музыки народный, хотя композитор не столько цитирует фольклор, сколько воссоздает его интонационный строй. Каждый из героев показан в многообразии своих человеческих свойств. Так, Мика не только хитер и плутоват, но способен на искреннее чувство. Затаенный лиризм его прорывается в любовной сцене с Дюлой во II д. Жанровые сцены, особенно яркие в I и III д. (ярмарка), сочетаются с психологическими, лирические, ариозные формы — с речитативными. Всеми красками блещет оркестр, воссоздающий полноту народной жизни. Выразителен речитатив, использующий многообразные формы речевой мелодии и песенные интонации.

Произведение богато ариозными построениями, мастерскими ансамблями, насыщено танцевальной ритмикой. Юмор, лиризм, свежесть и яркость красок привлекают в опере, обошедшей ряд западноевропейских сцен.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Берлиоз. Оратория «Детство Христа» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама