Дворжак. Фортепианный квартет No. 2

Piano Quartet No. 2 (Es-dur), Op. 87, B. 162

Композитор
Год создания
1889
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Антонин Дворжак создал два квартета для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Впервые он обратился к этому жанру в 1875 г., а создание второго произведения для такого инструментального состава относится к 1889 г. Непосредственным поводом для создания Фортепианного квартета № 2 ми-бемоль мажор стала просьба музыкального издателя Фрица Зимрока, но в облике произведения не могли не отразиться личные чувства композитора. Созданию квартета предшествовало тяжкое испытание – серьезная болезнь супруги и шестерых детей. В течение месяца композитор тревожился о своих близких, ему пришлось отказаться от поездки в Оломоуц на исполнение Мессы ре мажор и от запланированной встречи с Зимроком в Берлине. Но вот все волнения остались позади – жена и дети были здоровы, Дворжак мог вернуться к творческой работе. Радость жизни, пришедшая на смену суровым испытаниям, в полной мере отразилась в музыке ми-бемоль-мажорного Фортепианного квартета – этого светлого, оптимистического произведения.

В хронологическом отношении Второй фортепианный квартет находится в непосредственной близости от зарождения и воплощения замыслов нескольких крупных сочинений в различных жанрах. Менее, чем за год до его создания была завершена опера «Якобинец». Вскоре после завершения Квартета композитор начал работать над Симфонией № 8, а несколько позже был создан Реквием. Подобное «окружение» во многом определило облик произведения. Оно отличается масштабностью, симфоническим размахом, исключительной рельефностью тематизма, яркостью и глубиной контрастов. Через весь четырехчастный цикл проходит единая драматургическая линия развития. Облик Квартета многогранен: тонкая лирика сочетается с напряженным драматизмом, а кантиленные, почти «вокальные» по складу темы – с мелодиями инструментального характера. Многогранность образного содержания находит отражение и в тональном плане сочинения – композитор смело сопоставляет диезные и бемольные тональности. Примечательно, что финал написан в ми-бемоль миноре (одноименная тональность по отношению к основной), но его мрачный колорит преодолевается в мажорной коде.

Мелодические функции в фактуре Квартета поручены струнным, а на фортепиано возложены метрические и гармонические, тем не менее, фортепиано играет весьма важную роль в ансамбле. Его партия очень развита, в ней отразились традиции романтического пианизма.

Структура квартетного цикла традиционна: быстрые крайние части в сонатной форме (с чертами рондообразности в финале), в которых преобладают волевые и энергичные образы, медленная, лирическая вторая и скерцо в качестве третьей части.

В драматургии первой части – Allegro con fuoco – ведущая роль отдана главной партии: она изложена в трехчастной форме, а ее основной мотив вплетается в изложение побочной. Этот прием, восходящий к творениям Франца Шуберта, вносит драматический оттенок в облик побочной партии – томной и экспрессивной. Главная партия не только определяет облик экспозиции – она играет основную роль в разработке. Кроме того, ее элемент появляется в коде – он становится основой краткого эпизода, который своим спокойствием и сосредоточенностью оттеняет последующее энергичное завершение первой части.

Вторая часть – Lento – поражает своей психологической углубленностью и мелодической щедростью. Пять тем медленной части раскрывают разнообразные оттенки лирического чувства. Наиболее развита первая из них – спокойная, благородно-сдержанная, излагаемая виолончелью. Вторую – нежную и ласковую – проводит скрипка на фоне трепетных фортепианных фигураций. Взволнованная третья тема развивается в диалоге струнных инструментов и фортепиано. Пафос и величие четвертой темы подчеркнуты фортепианными пассажами. Возвышенная и светлая пятая тема изложена в тональности, которую Дворжак часто использует для воплощения подобных образов – в ре-бемоль мажоре.

Лирические образы доминируют в третьей части – Allegro moderato, grazioso, хотя это и скерцо. Его первая тема напоминает медленный вальс, вторая выглядит особенно изысканно благодаря мелизмам и обороту с увеличенной секундой. Трио построено на легкой, оживленной мелодии. По ритмическому складу эта тема близка связующей партии первой части, что способствует цельности цикла.

Подобно первой части, в финале – Finale. Allegro ma non troppo – ведущая роль принадлежит главной партии. Она состоит из двух тем. Первая приобретает несколько мрачный колорит благодаря тональности ми-бемоль минор, вторую тему отличает бодрый, энергичный характер. Ее вариант завершает экспозицию, появляется в кульминационном моменте разработки, приобретая танцевальный оттенок, и становится основой коды.

Первое исполнение Фортепианного квинтета № 2 состоялось в октябре 1890 г. во Франкфурте. В начале ноября состоялась пражская премьера, на которой присутствовал Дворжак, а в конце месяца произведение прозвучало в Манчестере. В том же году Квартет был издан Зимроком.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Бах. Камерно-инструментальное творчество Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама