Камиль Сен-Санс. Соната для гобоя и фортепиано

Композитор
Год создания
1921
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Соната для гобоя и фортепиано ре мажор, Op. 166 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1921).

Камиль Сен-Санс всегда проявлял себя как исключительно активная натура. В последние годы жизни, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, он посещал различные города и страны, выступал в качестве дирижера и пианиста, а также продолжал сочинять музыку. Его последний композиторский «подарок» предназначался тем исполнителям, которые, по словам Сен-Санса, «мало избалованы» в плане сонатного жанра, а именно – гобоистам, кларнетистам и фаготистам.

С Сен-Сансом нельзя не согласиться: композиторы любят использовать тембры этих инструментов в оркестре, но когда речь заходит о сольных произведениях, отдают предпочтение скрипке или виолончели. Если и создается что-то для деревянных духовых инструментов, то чаще всего это бывают концерты, где можно продемонстрировать скорее виртуозность, чем глубину чувств.

Между тем, деревянным духовым есть, что сказать в камерно-инструментальном жанре – и доказать это вознамерился Сен-Санс в произведениях, которым суждено было стать его «лебединой песнью» – сонатах для четырех различных деревянных духовых инструментов в сопровождении фортепиано: одна из них предназначалась для гобоя, другая – для кларнета, третья – для фагота, четвертая – для английского рожка. К сожалению, осуществить последний замысел композитор не успел, но остальные задуманные сонаты были написаны, и первой из них стала Соната для гобоя и фортепиано ре мажор. Композитор работал над нею в течение двух месяцев в начале 1921 г., в то время он находился в Алжире.

Из всей триады сонат для деревянных духовых это произведение отличается наибольшей лаконичностью и краткостью. Возможно, ей больше подошло бы определение «сонатина», тем не менее, Сен-Санс назвал ее сонатой. Тем самым композитор подчеркивает близость к образцам классической эпохи, на которые он ориентировался во многих своих произведениях. Неоклассические тенденции проявляются не только в миниатюрности сонаты, но и в ясности мелодических линий, и в «пасторальности» образного строя произведения. Тем не менее, построение цикла отличатся от классической схемы «быстро – медленно – быстро».

Часть первая – Andantino – завораживает своей грациозностью. Несмотря на умеренный темп, ее мелодическая линия кажется необыкновенно живой и подвижной благодаря типичной для творений Камиля Сен-Санса прихотливой ритмике. Очень свежо – и необычно в таком неоклассическом произведении – звучат тональные сдвиги.

Вторая часть гобойной сонаты – Ad libitum – Allegretto – Ad libitum – в полной мере предоставляет исполнителю возможность продемонстрировать филигранное исполнение музыкального орнамента. Хрупкая и поэтичная мелодическая линия – импровизационная в крайних разделах, подвижная, с оттенком танцевальности в среднем – слагается из причудливых оборотов, в каждый из которых хочется пристально вслушиваться. Утонченность этих причудливых «узоров», создающих мечтательно-пасторальный образ, перекликается с творениями Клода Дебюсси, но у Сен-Санса все яснее и проще (и в этом можно усмотреть своеобразную композиторскую полемику). В среднем разделе примечательна ритмическая фигура, характерная для старинной музыки – восьмая с точкой, шестнадцатая и восьмая, располагающиеся на соседних ступенях лада.

Финал – Molto allegretto – в сравнении с поэтичными предыдущими частями может показаться несколько легкомысленным и даже поверхностным, но он захватывает неудержимой энергией движения, которая характерна и для более ранних сочинений Камиля Сен-Санса. Сполна продемонстрировав в первой и второй частях эмоциональное богатство, тонкость нюансов и красоту звука, исполнитель здесь получает возможность показать себя истинным виртуозом в многочисленных пассажах.

Завершив Сонату для гобоя и фортепиано ре мажор, Сен-Санс не торопился с ее публикацией. В письме к парижскому издателю композитор сообщает, что хотел бы опробовать произведение, прежде чем оно будет опубликовано. Желание автора осуществил Луи Бас – друг композитора и первый гобоист Оркестра концертного общества Парижской консерватории. Именно этому музыканту-виртуозу Камиль Сен-Санс посвятил свою гобойную сонату, ставшую одним из последних его творений. Она явила собой достойное начало сонатной триады для деревянных духовых инструментов, которая вскоре была продолжена Сонатой для кларнета ми-бемоль мажор и завершена Сонатой для фагота соль мажор.

Произведение, дающее возможность продемонстрировать и прекрасный тембр инструмента, и блестящую виртуозность, заняло достойное место в репертуаре гобоистов. Среди исполнителей ре-мажорной Сонаты Сен-Санса – Владимир Курлин, Алексей Балашов, Морис Бург и другие знаменитые музыканты.

реклама

вам может быть интересно

Бриттен. Военный реквием Вокально-симфонические

Словарные статьи

Гобой 12.01.2011 в 23:55

рекомендуем

смотрите также

Реклама