«Благодаря ему гитара была спасена от музыки, написанной для нее исключительно гитаристами», – эти слова выдающегося испанского гитариста Андреса Сеговии идеально отражают ту роль, которую сыграл мексиканский композитор Мануэль Понсе в становлении гитарного репертуара.
Сеговия прекрасно понимал, что для достижения его цели – сделать «золушку»-гитару «принцессой», утвердить ее в академической музыке наравне со скрипкой и фортепиано – необходимо содействие композитора, имеющего солидную профессиональную подготовку и опыт в различных музыкальных жанрах. Такого композитора нашел он в лице Мануэля Понсе: учившийся в Италии, Германии и Франции, он был автором симфонических и фортепианных произведений, в том числе и крупной формы. В то же время, со стороны мексиканского композитора можно было рассчитывать на особое отношение к гитаре – ведь в Латинской Америке этот инструмент любим не в меньшей степени, чем в Испании.
Первая встреча Мануэля Понсе и Андреса Сеговии состоялась в 1923 г. – так было положено начало многолетнему творческому сотрудничеству. Многие гитарные сочинения композитор создал по заказу Сеговии. Такова, например, история создания Сюиты ля минор.
Сеговия готовился выступить на совместном концерте со своим другом – знаменитым скрипачом Фрицем Крейслером и решил разыграть его, исполнив сюиту, якобы относящуюся к эпохе барокко (как известно, сам Крейслер был мастером мистификаций такого рода). Гитарист обратился к Понсе с просьбой создать для него такую сюиту. Подписывать произведение именем Иоганна Себастьяна Баха они все-таки не решились и приписали ее другому немецкому композитору XVII столетия – Сильвиусу Леопольду Вайсу, известному своими произведениями для лютни.
Сюита ля минор состоит из традиционных для барочных сюит частей (прелюдия, аллеманда, сарабанда, гавот, жига), но барочные приемы сочетаются в ней с использованием элементов романтической гармонии и виртуозных приемов, характерных именно для гитары, а не для лютни. Впрочем, это не помешало триумфу «Вайса», о котором Сеговия с удовольствием сообщил в письме к композитору: «Крейслер, написавший концерт Вивальди, отнесется к тебе с огромной симпатией», – иронизировал гитарист. Впоследствии сюита даже публиковалась несколько раз под именем Вайса.
Еще одно сочинение, созданное по заказу Сеговии – Вариации и фуга на тему Фолии – тоже изначально задумывалось как мистификация: гитарист намеревался выдать его за сочинение итальянского гитариста и композитора Мауро Джулиани, жившего и творившего на рубеже XVIII–XIX столетий. Однако Вариации Понсе совсем не походили на сочинение, написанное в начале XIX века. Джулиано действительно создал Вариации на тему Фолии, но это сравнительно короткое произведение, в то время как Вариации Понсе – это масштабное сочинение, наряду с темой и двадцатью вариациями включающее фугу. В музыкальном языке Вариаций импрессионистские и неоромантические приемы гармонизации сочетаются с неоклассическими чертами формы. В техническом отношении Вариации очень сложны (если проводить параллель со скрипичным репертуаром, то их можно сопоставить с партитами Иоганна Себастьяна Баха).
Другое гитарное сочинение, созданное Мануэлем Понсе для Сеговии (на этот раз по собственной инициативе композитора) – Двадцать четыре прелюдии. Сам факт создания прелюдий во всех тональностях свидетельствует о стремлении поставить гитарный репертуар на прочную академическую основу (как правило, подобные циклы создавались для фортепиано), однако Сеговия не оценил в полной мере усилий друга-композитора. Многие прелюдии гитарист счел неисполняемыми, поэтому записал только первые шесть из них, причем некоторые пьесы были транспонированы им в тональности, которые он счел более удобными для гитары.
Позиция Сеговии сыграла роковую роль в судьбе произведения – долгое время большая его часть не была известна публике. В 1960 г. запись еще шести прелюдий осуществил бразильский гитарист Лауриндо Альмейда, позднее английский исполнитель Джон Уильямс записал двенадцать пьес, прежде исполнявшихся Сеговией и Альмейдой, и в дальнейшем разные музыканты исполняли их, не подозревая, что изначально прелюдий было двадцать четыре. Честь открытия принадлежит мексиканскому гитаристу и композитору Мигелю Алькасару: изучая письма Понсе, он узнал о подлинном составе цикла. Ему удалось разыскать ноты одиннадцати прелюдий, в качестве двенадцатой он включил в цикл другую пьесу Понсе, адаптированную соответствующим образом, и в 1981 г. стараниями Алькасара осуществилось полное издание.
Весьма интересные сочинения являют собой три сонаты для гитары. Sonata Classica и Sonata Romantica отмечены соответствующими чертами стилизации, Sonata III – образец современного автору музыкального языка.
Сочинения Мнауэля Понсе стали значительным вкладом в музыкальную литературу для этого инструмента, они прочно заняли место в репертуаре гитаристов.