Полонез (франц. polonaise, от polonais — польский) — польский танец. Развивался на основе народного танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. быту П. был четырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, к-рые открывались медленным, «пешим» (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ; сопровождался небольшим инстр. ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. фигура П. На её основе построены мн. П. польских композиторов, а также П., к-рым открывается 2-й акт оперы «Иван Сусанин». А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи «Пан Тадеуш» поэтично описал П. как нац. «танец-шествие», создав романтич. образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии «Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского».
Полонез сыграл огромную роль в формировании национальных черт польской профессиональной музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в к-рой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев; в опере «Лешек Белый» (1809) такая часть обозначена «Alla polacca». В этой же опере встречается и ария-П., в опере «Ягелло в Тенчине» (1819) так же именуются вок. квартет и каватина Анны. Определение «Tempo di Polacca» применено и в операх «Шарлатан, или Воскрешение мёртвых» (1813) и «Награда» (1815) Курпиньского и в др. оперных, а также инстр. произв. предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. композиторов, написанные в характере П., т. е. с присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. полонезы Эльснера на темы из «Лодоиски» Крейцера и «Водовоза» Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них — полонез B-dur — не сохранился). Выходя за рамки торжеств. шествия, П. постепенно приобретал элегич. черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.
Огиньский в «Письмах о музыке» называл эти пьесы «Полонезами не для танца». Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. вершиной развития П. остаются произведения Шопена, к-рые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. от танца к романтич. поэме. К жанру П. обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. писали и композиторы др. стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. сонаты D-dur, K.-v. 284). «Блестящие П." для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. композиторы, начиная с предшественников М. И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с к-рым рус. общественность познакомилась уже в кон. 18 в.; в частности, в России получили известность инстр. и хор. полонезы Ю. Козловского; один из них — «Гром победы раздавайся…» (упоминаемый А. С. Пушкиным в «Дубровском») нек-рое время исполнялся в качестве офиц. рус. гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх рус. композиторов («Иван Сусанин», «Евгений Онегин»; «Пан воевода» Римского-Корсакова). Широко известен фп. полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. писал А. К. Лядов.
Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1–3, М., 1954–72; Lobaczewska S., La culture musicale en Pologne au debut du XIX siecle et les relations avec la musique de Chopin, в кн.: The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1966; Burhardt St., Polonez. Katalog tematyczny, 1792–1830, Kr., 1976.
И. Ф. Бэлза
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.