Пластика (от греч. plastike — ваяние, скульптура).
1) В широком смысле — объёмная выразительность человеч. тела вообще (проявляющаяся в статике и в динамике). Возникает в результате индивидуально-характерных особенностей фигуры, походки, манеры держать себя, движений и жестов человека, приобретающих в конкретном жизненном контексте эмоционально-смысловое значение. Используется для создания художеств, образов в разл. видах изобразит, и зрелищных иск-в. Так, скульптуру нередко называют иск-вом П., говорят о пластичности живописных образов и т. п. Широкое применение П. находит во всех зрелищных иск-вах, в т. ч. в хореографии. Пластичный актёр (танцовщик) — гибкий, хорошо, свободно двигающийся, выразит, в движениях, способный передавать внутр. состояние героя в тончайших изменениях внешнего облика. Пластическое решение спектакля включает все средства хореографии (танца и пантомимы).
2) В более узком толковании термина в балетном иск-ве — особые выразит, средства, отличные от таща и пантомимы. П. (нередко её называют «свободной П.») здесь характеризуется свободным движением, не подчинённым законам классич. танца, использованием и совмещением танц. и жизненных положений тела танцовщика. Отдельное, целостное по смыслу движение принято наз. пластич. мотивом. Хореографич. претворение реальных движений роднит П. с пантомимой, но в отличие от неё П. является более чётко ритмизированной и содержит повторность мотивов. Этим П. близка танцу, но ей не свойственны его канонич. принципы. П. в балете нередко использовали М. М. Фокин, Л. В. Якобсон и др. На П. основано иск-во А. Дункан. П. иногда используется как средство стилизации, а также в танце модерн.
Литература: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1962; Карп П., О балете, М., 1967; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, М., [1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Ване лов В.В., Статьи о балете, Л., 1980.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.