Тонадилья

Категории словаря

Тонадилья (испан. tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. от tonada - песня) - испан. муз. комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. исполнит. составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Т. отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с нар. муз. жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. языка.

Т. восходит к первым опытам испан. лирич. театра, инстр. прологи к пьесам к-рого иногда назывались "тоно". Позднее появились вок. интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. д. с включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. был Л. Мисон, к-рый написал ок. 180 произв. этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. де Ласерна (ок. 800 Т.); Т. писали также М. Пла, М. Феррейра, П. де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из "тонадильерос". Он написал ок. 70 Т.; песня (поло) из его Т. "Мнимый слуга" ("El criado fingido", 1804) использована в антракте к 4-му д. оперы "Кармен" Бизе. Т. достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. сказалось влияние итал. оперы и франц. опера комик. Художеств. опыт Т. был развит нек-рыми из испан. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Особый интерес представляет "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo") Гранадоса для голоса и фп.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. действия.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Розеншильд К., Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки, М., 1971; Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977; Pedrel1 F., Teatro lirico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1-5, La Coruсa, 1897-98; Subirб J., La tonadilla escйnica, t. 1-3, Madrid, 1928-30; eго жe, Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; его же, La musique espagnole, P., 1959; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1959.

И. Э. Манукян

реклама

вам может быть интересно

Фермата Термины и понятия
Тема Термины и понятия

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Вакханалия Музыкальные жанры
Уругвайская музыка Национальные культуры
Скоморохи Национальные культуры
Танеев Сергей Биографии
Противосложение Теория музыки
Комуз Национальные культуры
Медианта Теория музыки
Гопак Музыкальные жанры
Ars nova, арс нова Течения в искусстве

Реклама