Симметричные лады

Категории словаря

Симметричные лады — лады, звукоряды которых основаны на равнодольном делении октавы. Как и др. лады, С. л. строятся на основе определённого центр. элемента (сокращённо — ЦЭ). Однако, в отличие, напр., от мажора или минора, С. л. образуются не на основе мажорного или минорного трезвучия, а на основе созвучия (или центр. отношения), возникающего в результате деления 12 полутонов на 2, 3, 4 или 6 равных частей. Отсюда 4 возможности — 12: 6, 12: 4, 12: 3, 12: 2 и, соответственно, 4 осн. типа С. л. Они получают наименования по своему ЦЭ (подобно тому, как мажор по своему ЦЭ — мажорному трезвучию): I — целотонный (ЦЭ 12: 6 = целотонное шестизвучие); II — уменьшенный, или малотерцовый (ЦЭ 12: 4 = ум. септаккорд); III — увеличенный, или большетерцовый (ЦЭ 12: 3 = ув. трезвучие); IV — тритоновый (или дважды лад, термин Б. Л. Яворского) (ЦЭ 12: 2 = тритон). В зависимости от специфич. структуры звукоряда III и IV типы ладов подразделяются на неск. подтипов. Теоретически возможное деление 12: 12 даёт ещё один тип С. л. (V) — предельный, однако лишённый собств. структурности и поэтому стоящий особняком. Сводная таблица С. л.:

Теоретич. объяснение С. л. получают в русле эстетич. традиции теории пропорций, что ставит их в закономерную связь с др. типами ладовых систем — ладами мажорно-минорной системы и ср.-век. ладами. Общее для всех объяснение состоит в том, что каждый тип лада в зависимости от своего ЦЭ соответствует одной из известных с древности числовых прогрессии — арифметической, гармонической и геометрической. Образуемые ими числовые ряды, дающие ЦЭ каждой из этих систем, приведены в расчёте на коэффициенты чисел. колебаний.

Образцы применения С. л. в муз. лит-ре (цифры указывают номера С. л. в нотном примере):

  1. М. И. Глинка. «Руслан и Людмила», гамма Черномора.
  2. Н. А. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина.
  3. Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», крик петушка (цифра 76, такты 5–10).
  4. Н. A. Римский-Корсаков. «Снегурочка», тема Лешего (цифры 56–58).
  5. А. Н. Черепнин. Этюд для фп. ор. 56 No 4.
  6. И. P. Стравинский. «Жар-птица» (цифры 22–29).
  7. И. Ф. Стравинский. «Петрушка», тема Петрушки (см. в ст. Полиаккорд).
  8. С. В. Протопопов. «Ворона и рак» для голоса с фп.
  9. О. Мессиан. «20 взглядов…», No 5 (см. в ст. Полимодальность).
  10. А. К. Лядои. «Из Апокалипсиса» (цифра 7).
  11. О. Мессиан. L’Ascension для органа, 4-я часть.
  12. А. Веберн. Вариации для фп. ор. 27, 4-я часть (см. в ст. Додекафония).

См. также статьи Тритоновый лад, Увеличенный лад, Уменьшённый лад, Целотоновый лад.

С. л. — один из видов модальности (ладовости) наряду с пентатоникой, диатоникой, разл. рода усложнёнными ладами. С. л. ответвились от общеевроп. системы мажора и минора (предформы С. л. — транспонирующие секвенции, равнотерцовые циклы тональностей, фигурация и энгармонизм равноинтервальных созвучий). Первые образцы С. л. носят случайный характер (наиболее ранний, до 1722, в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха, такты 17–19: des2 (ces2)-bl-as1-g1-f1-e1-d1-cis1. Использование С. л. как спец. выразит. средства началось в 19 в. (ув. лад и целотонная гамма в басу Sanctus мессы Es-dur Шуберта, 1828; ув. лад и целотонная гамма в басу в опере «Бог и Баядера» Обера, 1830, в 1835 пост. в Петербурге под назв. «Влюблённая баядерка»; также у Шопена). Для разработки С. л. много сделали рус. композиторы (развитие нац. рус. самобытности выразилось также в стремлении избегать общеевропейских — «немецких» — нормативов муз. языка, и смыкалось с интересом к тому, что этому языку чуждо). Для воплощения гл. обр. нар.-сказочной и иной фантастики С. л. применяли А. Н. Верстовский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, В. И. Ребиков, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, а также сов. комп. С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, С. В. Протопопов, М. И. Вериковский, С. Е. Фейнберг, А. Н. Александров и др. Из заруб. композиторов к С. л. обращались Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси, Б. Барток; особенно широко и детально С. л. разработал О. Мессиан. В муз. теории С. л. были описаны первоначально как особые чужеродные лады (напр., у Г. Капеллена, 1908, как «крайняя экзотика» на сочинённых автором образцах демонстрировалась «китайская целотонная музыка»). В рус. теоретич. музыкознании первое описание С. л. (под назв. «круговые» модулирующие секвенции, «круги» больших и малых терций) принадлежит Римскому-Корсакову (1884–85); первое теоретич. объяснение С. л. было предложено Б. Л. Яворским в нач. 20 в. Из заруб. теоретиков теорию С. л. разрабатывали прежде всего Мессиан («Лады ограниченной транспозиции», 1944) и Э. Лендваи («Система осей», на примере музыки Бартока, 1957).

Литература: Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. 1–3, (М., 1908); Кастальский А. Д., Особенности народно-русской музыкальной системы, М. — Пг., 1923, 1961; А. М., А. Черепнин (нотография), «Современная музыка», 1925, No 11; Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1–2, М., 1930; Тютьманов И. A., Некоторые особенности ладо-гармонического стиля H. A. Римского-Корсакова, в кн.: Научно-методические записки Саратовской гос. консерватории, вып. 1–4, Саратов, 1957–61; Будрин Б., Некоторые вопросы гармонического языка Римского-Корсакова в операх первой половины 90-х годов, «Труды кафедры теории музыки Московской консерватории», вып. 1, 1960; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Xолопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в кн.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Мазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Цуккерман В. А., Некоторые вопросы гармонии, в его кн.: Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975; Capellen G., Ein neuer exotischer Musikstil, Stuttg., 1906; его же, Fortschrittliche Harmonie- und Melodielehre, Lpz., 1908; Вusoni F., Entwurf einer neuen Asthetik der Tonkunst, Triest, 1907 (рус. пер.: Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Schonberg A., Harmonielehre. W., 1911; Sеtассiоli G., Note ed appunti al Trattato d’armonia di С. de Sanctis…, Mil. — N. Y., (1923); Weigl В., Harmonielehre, Bd 1–2, Mainz, 1925; Haba A., Neue Harmonielehre…, Lpz., 1927; Messiaen O., Technique de mon langage musical, v. 1–2, P., (1944); Lendvai E., Einfuhrung in die Formenund Harmoniewelt Bartoks, в кн.: Bela Bartok. Weg und Werk, Bdpst, 1957; Reich W., Alexander Tcsherepnin, Bonn, (1961).

Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Еврейская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Тромбон Музыкальные инструменты
Метнер Николай Биографии
Сидней музыкальный Национальные культуры
Кобыз Национальные культуры
Тюник, тюника Балет и танец
Духовная музыка Термины и понятия
Народность в балете Термины и понятия
Генеральная репетиция Термины и понятия
Драматургия балета Балет и танец
Кастраты-певцы Опера, вокал, пение

Реклама