Симметричные лады — лады, звукоряды которых основаны на равнодольном делении октавы. Как и др. лады, С. л. строятся на основе определённого центр. элемента (сокращённо — ЦЭ). Однако, в отличие, напр., от мажора или минора, С. л. образуются не на основе мажорного или минорного трезвучия, а на основе созвучия (или центр. отношения), возникающего в результате деления 12 полутонов на 2, 3, 4 или 6 равных частей. Отсюда 4 возможности — 12: 6, 12: 4, 12: 3, 12: 2 и, соответственно, 4 осн. типа С. л. Они получают наименования по своему ЦЭ (подобно тому, как мажор по своему ЦЭ — мажорному трезвучию): I — целотонный (ЦЭ 12: 6 = целотонное шестизвучие); II — уменьшенный, или малотерцовый (ЦЭ 12: 4 = ум. септаккорд); III — увеличенный, или большетерцовый (ЦЭ 12: 3 = ув. трезвучие); IV — тритоновый (или дважды лад, термин Б. Л. Яворского) (ЦЭ 12: 2 = тритон). В зависимости от специфич. структуры звукоряда III и IV типы ладов подразделяются на неск. подтипов. Теоретически возможное деление 12: 12 даёт ещё один тип С. л. (V) — предельный, однако лишённый собств. структурности и поэтому стоящий особняком. Сводная таблица С. л.:
Теоретич. объяснение С. л. получают в русле эстетич. традиции теории пропорций, что ставит их в закономерную связь с др. типами ладовых систем — ладами мажорно-минорной системы и ср.-век. ладами. Общее для всех объяснение состоит в том, что каждый тип лада в зависимости от своего ЦЭ соответствует одной из известных с древности числовых прогрессии — арифметической, гармонической и геометрической. Образуемые ими числовые ряды, дающие ЦЭ каждой из этих систем, приведены в расчёте на коэффициенты чисел. колебаний.
Образцы применения С. л. в муз. лит-ре (цифры указывают номера С. л. в нотном примере):
- М. И. Глинка. «Руслан и Людмила», гамма Черномора.
- Н. А. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина.
- Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», крик петушка (цифра 76, такты 5–10).
- Н. A. Римский-Корсаков. «Снегурочка», тема Лешего (цифры 56–58).
- А. Н. Черепнин. Этюд для фп. ор. 56 No 4.
- И. P. Стравинский. «Жар-птица» (цифры 22–29).
- И. Ф. Стравинский. «Петрушка», тема Петрушки (см. в ст. Полиаккорд).
- С. В. Протопопов. «Ворона и рак» для голоса с фп.
- О. Мессиан. «20 взглядов…», No 5 (см. в ст. Полимодальность).
- А. К. Лядои. «Из Апокалипсиса» (цифра 7).
- О. Мессиан. L’Ascension для органа, 4-я часть.
- А. Веберн. Вариации для фп. ор. 27, 4-я часть (см. в ст. Додекафония).
См. также статьи Тритоновый лад, Увеличенный лад, Уменьшённый лад, Целотоновый лад.
С. л. — один из видов модальности (ладовости) наряду с пентатоникой, диатоникой, разл. рода усложнёнными ладами. С. л. ответвились от общеевроп. системы мажора и минора (предформы С. л. — транспонирующие секвенции, равнотерцовые циклы тональностей, фигурация и энгармонизм равноинтервальных созвучий). Первые образцы С. л. носят случайный характер (наиболее ранний, до 1722, в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха, такты 17–19: des2 (ces2)-bl-as1-g1-f1-e1-d1-cis1. Использование С. л. как спец. выразит. средства началось в 19 в. (ув. лад и целотонная гамма в басу Sanctus мессы Es-dur Шуберта, 1828; ув. лад и целотонная гамма в басу в опере «Бог и Баядера» Обера, 1830, в 1835 пост. в Петербурге под назв. «Влюблённая баядерка»; также у Шопена). Для разработки С. л. много сделали рус. композиторы (развитие нац. рус. самобытности выразилось также в стремлении избегать общеевропейских — «немецких» — нормативов муз. языка, и смыкалось с интересом к тому, что этому языку чуждо). Для воплощения гл. обр. нар.-сказочной и иной фантастики С. л. применяли А. Н. Верстовский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, В. И. Ребиков, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, а также сов. комп. С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, С. В. Протопопов, М. И. Вериковский, С. Е. Фейнберг, А. Н. Александров и др. Из заруб. композиторов к С. л. обращались Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси, Б. Барток; особенно широко и детально С. л. разработал О. Мессиан. В муз. теории С. л. были описаны первоначально как особые чужеродные лады (напр., у Г. Капеллена, 1908, как «крайняя экзотика» на сочинённых автором образцах демонстрировалась «китайская целотонная музыка»). В рус. теоретич. музыкознании первое описание С. л. (под назв. «круговые» модулирующие секвенции, «круги» больших и малых терций) принадлежит Римскому-Корсакову (1884–85); первое теоретич. объяснение С. л. было предложено Б. Л. Яворским в нач. 20 в. Из заруб. теоретиков теорию С. л. разрабатывали прежде всего Мессиан («Лады ограниченной транспозиции», 1944) и Э. Лендваи («Система осей», на примере музыки Бартока, 1957).
Литература: Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. 1–3, (М., 1908); Кастальский А. Д., Особенности народно-русской музыкальной системы, М. — Пг., 1923, 1961; А. М., А. Черепнин (нотография), «Современная музыка», 1925, No 11; Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1–2, М., 1930; Тютьманов И. A., Некоторые особенности ладо-гармонического стиля H. A. Римского-Корсакова, в кн.: Научно-методические записки Саратовской гос. консерватории, вып. 1–4, Саратов, 1957–61; Будрин Б., Некоторые вопросы гармонического языка Римского-Корсакова в операх первой половины 90-х годов, «Труды кафедры теории музыки Московской консерватории», вып. 1, 1960; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Xолопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в кн.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Мазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Цуккерман В. А., Некоторые вопросы гармонии, в его кн.: Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975; Capellen G., Ein neuer exotischer Musikstil, Stuttg., 1906; его же, Fortschrittliche Harmonie- und Melodielehre, Lpz., 1908; Вusoni F., Entwurf einer neuen Asthetik der Tonkunst, Triest, 1907 (рус. пер.: Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Schonberg A., Harmonielehre. W., 1911; Sеtассiоli G., Note ed appunti al Trattato d’armonia di С. de Sanctis…, Mil. — N. Y., (1923); Weigl В., Harmonielehre, Bd 1–2, Mainz, 1925; Haba A., Neue Harmonielehre…, Lpz., 1927; Messiaen O., Technique de mon langage musical, v. 1–2, P., (1944); Lendvai E., Einfuhrung in die Formenund Harmoniewelt Bartoks, в кн.: Bela Bartok. Weg und Werk, Bdpst, 1957; Reich W., Alexander Tcsherepnin, Bonn, (1961).
Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.