Двухчастная форма

Категории словаря

Двухчастная форма — музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную.

В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию — в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф. — безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части — также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в форме типа «запев — припев». Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн Советского Союза). В др. случаях припев контрастирует запеву (песня «Москва майская» Дан. и Дм. Покрасс). Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения «запев — припев» (романс «Ель и пальма» Н. А. Римского-Корсакова). В однотемной Д. ф. функция 2-й части — развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 «Аппассионата», многие вальсы Шуберта). В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой — воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. «квадратной» структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов).

Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Тpёxчастная форма). Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться (схемы ||: А:||: В:|| или, А ||: В:||). Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров — танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части.) В Д. ф. типа «запев — припев» обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности). В результате возникает куплетная форма (см. Куплет). Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру), так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.

Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф., в к-рой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть — период типа развёртывания. Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях — и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.

В сложной Д.ф. объединяются 2 части, из к-рых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф., как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я — собственно арию или песню («Гадание Марфы» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»). В др. случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы «Откуда эти слёзы» из 2-й картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»). Встречается также сложная Д. ф., 2-я часть к-рой — развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан»). В инстр. музыке сложная Д. ф. применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. музыке — авторское переложение для оркестра «Песни Сольвейг» Э. Грига.

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Брно музыкальный Национальные культуры
Тромбон Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Каприччио, каприс Термины и понятия
Брно музыкальный Национальные культуры
Пуантилизм Термины и понятия
Чардаш Музыкальные жанры
Цыганский романс Музыкальные жанры
Попевка Опера, вокал, пение
Зонг Музыкальные жанры
Шарманка Музыкальные инструменты
Минск музыкальный Национальные культуры
Бонн музыкальный Национальные культуры

Реклама