Аргентинский балет

«Тринадцать стульев» на муз. И. Стравинского. Театр «Колон». Балетмейстер А. Миллош

Аргентинский балет

Индейцы, населявшие территорию Аргентины до испанского завоевания, исполняли танцы, элементы которых в 17 в. использовались монахами-иезуитами в театр. религиозных представлениях. Однако в дальнейшем развитие получили лишь завезённые из Испании формы муз. театра, в частности в 18 в. — богатые танцами сайнеты и тонадильи.

В 20-х гг. 19 в. в Буэнос-Айресе ставились итал. оперы, из Италии и Франции приезжали отдельные артисты и группы, выступавшие преим. в театре «Колисео» (открыт в 1804). В 40-50-х гг. гастроли стали более частыми. К открытию в 1857 театра «Колон» в Буэнос-Айрес приехала труппа Ж. Руссе с репертуаром романтич. балетов Ж. Перро и Ж. Мазилье («Жизель», «Катарина» и др.). В 1860–61 труппа С. Тьерри показала балеты Ф. Тальони «Сильфида» и «Бог и баядерка», балеты «Эсмеральда»; «Дон Жуан де Тенорио» на муз. Моцарта и др. В 1865 итал. танцовщик Дж. Пратези открыл первую балетную школу. В 70-80-х гг. гастролёры показали пост. балетм. И. Монплезира («Брама» Даль Арджине) и Л. Манцотти («Эксцельсиор» Маренко); в 1903 труппа Л. Саракко — «Коппелию». В 1908 в новом здании театра «Колон» начал работать постоянный балетный коллектив (рук. Ч. Коппини, солистка Дж. Мьяджи, большинство артистов — итальянцы).

В театре «Колон» также выступали: Русский балет Дягилева (1913, 1917), труппы Архентины (1915), А. Дункан (1916), А. П. Павловой (1917–19), Л. Ф. Мясина (1921) и др. В 1925 коллектив был реорганизован: аргентинцы составляли кордебалет и часть солистов, ведущей солисткой была американка Р. Пейдж. Балеты по-прежнему ставили иностранцы.

К аргент. музыке первым обратился балетм. Г. Г. Кякшт, поставивший в 1925 в балетной школе «Детские сцены» Трояни, затем Б. Г. Романов («Цветок Ирупе» Гайто, 1929) и П. Петров («Мекано» Кастро, 1937; с 1929 Кастро дирижировал балетами в театре «Колон»). Балеты на муз. аргент. композиторов также ставили: М. Вальман — «Панамби» Хинастеры (1940), «Река Апуримак» Наполитано (1944), «Город золотых ворот» Гайто (1947); А. Миллош — «Дьявол» Пинто (1949); М. Боровский — «На ферме» Хинастеры (1952); Мясин — «Дом Эшеров» Гарсии Морильо (1955); Дж. Тарас — «Концертные вариации» Хинастеры (1960). Одновременно в театре «Колон» формировался репертуар из произв. европ. и амер. хореографов. В театре работали: Б. Ф. Нижинская (1926–27, 1936, 1947), Романов (1928–1930, 1932, 1934), М. М. Фокин (1931), С. Лифарь (1934), М. Вальман (1937–41, 1944, 1946, 1948), Дж. Баланчин (1942), И. Псота (1942–44), Д. Лишин (1947), Миллош (1949), Т. Гзовская (1952–53) и др.; в 50-60-х гг. — Мясин и Дж. Картер; в 70-х гг. — И. Георги, Ж. Скибин, В. Бьяджи.

К 1975 репертуар уже включал балеты классич. наследия («Сильфида», «Жизель»; «Лебединое озеро» в ред. Дж. Картера, «Щелкунчик»), а также пост. балетмейстеров: Фокина («Сильфиды», «Петрушка», «Видение Розы», «Половецкие пляски»), Мясина («Треуголка»; «Испанское каприччио» на муз. Римского-Корсакова), Баланчина («Аполлон Мусагет»), А. Тюдора («Огненный столп» на муз. Шёнберга), Лифаря («Сюита в белом» на муз. Лало), У. Доллара («Поединок» на муз. де Бенфилда, «Констанция» на муз. Шопена), Георги («Кармина Бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты» — все на муз. Орфа), Картера («Сын ведьмы» Сальседо), Скибина («Золушка»; «Кавказский пленник» на муз. Хачатуряна, «Аннабель Ли» Шифмана, «Идиллия» Серет, «Дафнис и Хлоя», «Жар-птица»), В. Бьяджи («Седьмая симфония Бетховена», «Пульсации» на муз. хореографа). Аргент. балетмейстеры почти не работали в театре «Колон». В 1971 А. Андраде пост.: «Витражи» на муз. Баха, «Мекано» Кастро, «Орфей» на муз. Листа и «Трагедия Саломеи» Шмитта.

В 1975 в театр был приглашён аргент. балетм. Р. Хиачеро, до этого работавший в «Театро архентино» в Ла-Плате и в собств. балетной труппе. Он поставил балет «О танце и о смерти» Фонтенла (1975). Известный аргент. балетм. О. Арайс ставил танцы в операх в театре «Колон».

С 30-х гг. в этом театре работали преим. нац. танцовщики. Ведущими были М. Руанова (с 1932) и В. Феррари (с 1947). В 50-70-х гг. в труппе выступали: танцовщицы — И. Боровска, О. Ферри, Э. Агоглия, Н. Фонтенла, Н. Лопес, Л. Бельфьоре, В. Ханейро; танцовщики — Х. Томин, В. Тупин, Э. Ломми, К. Скьяфино, Р. Родригес, Г. Мольяхоли, А. Труйоль, Р. Чаян. Особой популярностью пользовался Х. Неглия, который получил в 1968 премию лучшего танцовщика на Междунар. фестивале танца в Париже.

В числе руководителей труппы — Т. Григорьева (1956–57 и с 1961), Руанова (1968–73), группа артистов в составе Ферри, Ломми и Труйоль (1973), Агоглия, Мольяхоли, М. Миранда и Р. Моника (1973–74), Агоглия (1975). Др. коллективы страны преим. экспериментальные.

В 1968–73 при театре «Сан-Мартин» в Буэнос-Айресе работала труппа, руководимая О. Арайсом (с 1971 — Современный балет города Буэнос-Айрес). Арайс ставил балеты главным образом на муз. совр. композиторов, используя танец модерн в сочетании с классическим.

Среди других коллективов — «Театро архентино» в Ла-Плате (с 1946), труппа Р. Хиачеро (с 1948), Ассоциация друзей танца (с 1967); в репертуаре труппы постановки местных и иностр. хореографов. В стране в разные годы работали труппы танца модерн под рук. Р. Шоттелиус, Д. Хойер, С. Инхеньерос.

Балетная школа, которую окончили многие аргент. танцовщики, работает при театре «Колон». Здесь преподавали М. Оленева (в 20-х гг.), М. Боровский, Э. Балнс (в 1931–49), М. Руанова, Т. Григорьева, В. Тупин и др.

Е.Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Аргентинская музыка

реклама

вам может быть интересно

Инструмент музыкальный Термины и понятия
Pizzicato, пиццикaто Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Балет Термины и понятия
Джаз Термины и понятия
Антология Термины и понятия
Греческий распев Церковная музыка
Трилогия Термины и понятия
Авангардизм Термины и понятия
Ritenuto, ритенуто Термины и понятия
Символизм Термины и понятия
Четвертитоновая система Термины и понятия
Респонсорий Церковная музыка

Реклама