Пианизм (от итал. piano, сокр. от pianoforte или fortepiano — фортепиано) — искусство игры на фортепиано. Зарождение пианизма относится ко 2-й половине 18 в., когда начали складываться две школы пианизма, господствовавшие и в начале 19 в., — венская (В. А. Моцарт и его ученик И. Гуммель, Л. Бетховен, позднее К. Черни и их ученики, в т. ч. 3. Тальберг) и лондонская (М. Клементи и его ученики, в т. ч. Дж. Филд).
Расцвет пианизма связан с исполнительской деятельностью Ф. Шопена и Ф. Листа. В пианизме 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. выдвинулись представители школ Листа (X. Бюлов, К. Таузиг, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер и др.) и Т. Лешетицкого (И. Падеревский, А. Н. Есипова и др.), а также Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, позднее А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, B. С. Горовиц, А. Бенедетти Микельанджели, Г. Гулд и др.
Возникшая на рубеже 19-20 вв. т. н. анатомо-физиологическая школа пианизма оказала некоторое влияние на развитие теории пианизма (труды Л. Деппе, Р. Брейтхаупта, Ф. Штейнхаузена и др.), однако большого практического значения она не имела.
Выдающаяся роль в пианизме послелистовского периода принадлежит русским пианистам (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, Есипова, С. В. Рахманинов) и двум советским школам — московской (К. Н. Игумнов, A. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и их ученики Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, C. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.) и ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики М. В. Юдина, B. В. Софроницкий и др.). Продолжая и развивая на новой основе реалистические традиции крупных представителей русского пианизма кон. 19 — нач. 20 вв., лучшие советские пианисты сочетали в своей игре правдивую и содержательную передачу авторского замысла с высоким техническим мастерством. Достижения советского пианизма принесли мировое признание отечественной пианистической школе. Многие советские пианисты получили премии (в т. ч. первые) на международных конкурсах. В отечественных консерваториях с 1930-х гг. ведутся специальные курсы по истории, теории и методике пианизма.
Литература: Геника Р., История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, ч. 1, М., 1896; его же, Из летописей фортепиано, СПБ, 1905; Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред. А. Николаева, М., 1954; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; его же, История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Marmотtel A. Fr., Les pianistes celebres, P., 1878; Вie O., Das Klavier und seine Meister, Munch., 1898, 1921; Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Lausanne — P., 1904, Bologna, 1969; Niemann W., Meister des Klaviers, В., 1919, 1921; Вrower H., Modern masters of the keyboard, Preeport, N. Y., 1926, 1969; Brook D., Masters of the keyboard, L., 1946, Westport (Conn.), 1971; Casella A., Il pianoforte, Mil., 1954; Loesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954; Schonberg H., The great pianists, N. Y., 1963; Range H. P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lahr-Schwarzwald, 1964; Kaiser J., Grosse Pianisten in unserer Zeit, Munch., 1965; Сhapin v. , Giants of the keyboard, Phil.-N. Y., 1967.
Г. M. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.