Корейская музыка
Музыкальное искусство корейского народа уходит корнями в глубокую древность. В средние века оно формировалось во взаимодействии с муз. культурой Китая, Японии и др. стран Дальнего Востока, а в новейшее время — также с европ. муз. культурой. Ладовое строение классич. и нар. К. м. основывается на пентатонике, обогащенной разнообразными элементами хроматизма. В К. м., как и в нек-рых др. вост. муз. системах, отсутствует основной тон, однако звуковая шкала включает полутоновые интервалы. Пентатонич. ряд может начинаться на любой ступени хроматич. гаммы. Пентатонич. происхождение К. м. восходит к др.-кит. натурфилософскому учению о пяти стихиях (первоэлементах) мироздания, к-рым соответствовал пентатонич. звукоряд: кун, сан, как, чхи, у.
Очень богат кор. инструментарий. Кроме исконно кор., в нём много инструментов иностр. (преим. кит.) происхождения, к-рые корейцы неск. модифицировали. Традиц. нац. инструменты делятся на 8 осн. групп в зависимости от материалов, используемых для их изготовления: металлич., каменные, шёлковые, бамбуковые, из тыквы-горлянки, глиняные, кожаные, деревянные. Классификация инструментов в осн. соответствует европейской. Струнные инструменты: щипковые — самый популярный в Корее 12-струнный каягым и больший по размеру кахёнгым, напоминающие гусли; 5-, 7-струнный кым, предшественник цитры; 25-струнный сыль и 13-16-струнный тэджэн типа настольных гуслей; 4-струнные танпипха и вольгым из лютневого семейства; конху типа арфы с неск. разновидностями (21-струнный сугонху, 13-струнный вагонху и др.); смычковые и ударные — 6-струнный комунго (или хёнгым), очень популярный в Корее, похожий на гусли; 7-струнный аджэн типа виолончели; 5-струнный хянпипха (кор. лютня); 2-струнный хэгым типа скрипки; янгым из рода цимбал. Духовые инструменты: тэгым (или чоттэ), танджок, чи и короткий як из рода поперечных флейт; многоствольная (из 16 бамбуковых трубочек) флейта со; разнообразные свирели — тхунсо, тансо и др.; напоминающие гобой хянпхири, танпхири и миниатюрный сепхири; тхэпхёнсо (или наллари, сэнап) — род упрощённого кларнета с двойной тростью; рожок напхаль; глиняный хун типа окарины; спиральная раковина нагак. Духовые язычковые инструменты: сэн (или сэнхван), состоящий из 16 бамбуковых трубочек с бронзовыми язычками. Ударные инструменты: пластиночные (из нефрита или металла) — пхёнгён и панхян, представляющие собой набор гонгов; тхыккён типа одиночного каменного гонга углообразной формы; самозвучащие (колокола и гонги) — наборы бронзовых колокольчиков пхёнджон и тхыкчон; набор из 10 медных гонгов улла; металлич. гонги тэгым, согым (или кквэнгвари) и чин; пак из рода хлопушек-кастаньет, деревянное било чхук и деревянный стоппер «о» (в форме тигра с 27 зубьями на спине, по к-рым водят бамбуковой палкой); перепоночные мембранные барабаны — самый популярный катушкообразный двусторонний чанго и близкий к нему кальго; двусторонние боковые чинго и чольго, односторонние горизонтальные чунго и кёбанго, двусторонние боковые чваго, сакко и ынго, 6- и 8-гранные нвего и ёнго, набор из 2 двусторонних барабанчиков ного; большой двусторонний боковой конго и малый то, а также наборы из 2, 3 и 4 двусторонних боковых барабанчиков нодо и др. Все перечисленные инструменты в разл. сочетаниях входят в состав оркестров и ансамблей К. м.
В процессе историч. развития в Корее сложились определённые жанры придв. и нар. музыки. Осн. жанрами придв. музыки в феод. Корее были танак (танская, или кит. нар., музыка), хянак (местная, или кор. нар., музыка) и аак (изящная музыка). Правители Кореи, следуя конфуцианскому принципу «музыка помогает управлению страной», способствовали канонизации этих жанров, к-рые к 15 в. были возведены в ранг гос. официальной музыки. Танак проник на Корейский п-ов из Китая ок. 8 в. н. э. Предположительно, он имел гептатонич. звукоряд довольно простой по ритму. Во время торжеств. церемоний и обрядов оркестр танак на пластиночных и самозвучащих ударных инструментах и многоствольных флейтах исполнял старинные кит. нар. мелодии — «Год великого спокойствия», «Встреча восьми бессмертных», «Многие лета» и др. Хянак возник в кор. гос-вах ок. 5 в. н. э. и был, по-видимому, пентатонич. строя. Осн. инструментарий хянак — каягым, тхунсо, пипха, чанго. Оркестр хянак исполнял обычно во время танцев и развлечений старинные кор. мелодии («Тондон», «Река Есонган» и др.). В 15 в. в репертуар этого муз. жанра были включены дифирамбич. и панегирич. песни (акчан каса). Рафинированный жанр аак был ввезён из Китая в 11 в. Гептатонич. мелодия конфуцианского содержания в аак начиналась и заканчивалась на одной и той же ноте. Оркестр аак отличался богатством муз. инструментов, причём нек-рые из них — сыль, хун, пхёнджон, пхёнген, тхыккён, панхян применялись только здесь. В этом жанре выделяются культовая (звучавшая при совершении конфуцианского ритуала), военная, парадная и банкетная музыка. Из светской музыки была распространена чонак — камерно-инстр. форма, ведущая своё происхождение от буддийской мелодии «Ёнсан хвесан»; чонак исполняли и самостоятельно, и в виде аккомпанемента к танцам либо на струнных инструментах типа комунго, либо на духовых — типа пхири. Нар. музыка отличается богатством содержания, выразит. средств и манерой исполнения. Среди инструментальной нар. музыки своеобразен жанр санджо, предназначенный для сольного исполнения на каягыме или на флейте в сопровождении барабана чанго (распространён на юге страны). Произв. этого жанра состоят из трёх частей: медленной, средней и быстрой. К инстр. жанру относится также нонак («крестьянская музыка»), исполнявшаяся почти исключительно крестьянскими духовыми оркестрами (обязательно наличие чанго) во время нар. сельских праздников. Один из видов вок. музыки кагок — лирич. песня, исполнявшаяся проф. певцами под аккомпанемент оркестра нар. инструментов; сиджо («современные напевы») — трёхстишия (мелодия стандартна: 3-4-3-4 такта в строке) — под ритм чанго; каса («песенные строфы») — длинные поэмы эпич. характера, к-рые исполнялись под аккомпанемент флейты и барабана чанго. Из муз.-драматич. представлений в 18–19 вв. был популярен пхансори — кор. нар. драма, в к-рой синкретически слились муз. драма и нар. песенный сказ; актёр пхансори под ритм чанго передавал содержание инсценированного произв., чередуя пение с чтением нараспев, сопровождая рассказ танц. и мимич. движениями. Позже на основе пхансори развилась кор. муз. опера чхангык. Наиболее распространённой и популярной была и остаётся нар. песня — минё. Сохранились песни героико-патриотич., лирич., драматич., шуточные. Имеется много вариантов нар. песен, в зависимости от района распространения (напр., «Ариран», «Тораджи»). Большинству песен присущи развитый и гибкий мелодия, рисунок, прерывистый ритм; в метрике преобладают размеры ¾, 3/8, 6/8, но в трёхдольный метр вплетаются двух- и четырёхдольные построения; припев нередко выступает как запев. Наряду с сольным (одноголосным) пением распространено и хоровое (многоголосное). Певцы пользуются своеобразными приёмами — фальцет, гортанные звуки, глиссандо, вибрация звука. В кон. 18 в. среди гор. населения получил развитие один из видов нар. песни — чапка («сложная песня»). По форме похожая на каса, она представляла собой венок из нар. песен, исполнявшийся проф. танцовщицами — кисэн. Разнообразна по мелодике и ритму оркестровая танц. музыка — санхён. В кор. танц. музыке три композиц. формы: ёмбуль (или хончхонсу), с медленной и плавной мелодией, повторяющейся на муз. инструментах типа сэнхван или тансо; тхарён, с богатыми ритмами песен чапка и пхансори; куткори, с быстрой, стремительной мелодией, к-рая сопровождала танцы кор. шаманов.
Археологич. находки, кит. и кор. историч. источники свидетельствуют, что задолго до н. э. у др.-кор. племён существовали церемонии, сопровождавшиеся музыкой, песнями и танцами. Были, напр., ритуальные действа, связанные с жертвоприношениями небу у сев. племён пуё в 12-ю луну — ёнго (встреча барабана), у племён мэк в 10-ю луну — мучхон (танец неба) или нар. празднества в 5- и 10-ю луны у юж. племён чинхан по случаю начала и окончания полевых работ.
Основы К. м. были заложены в период 3-х кор. феодальных гос-в — Когурё, Пэкче и Силла (1 в. до н. э. — 7 в. н. э.). В настенной живописи когурёских гробниц (4–6 вв.) сохранились изображения более 20 разл. видов муз. инструментов (комунго, ванхам из лютневого семейства, флейты, трубы, барабаны), а также танцев и большого оркестра (до 250 чел.). Предполагают, что в Когурё была распространена военная и танц. музыка. Сохранились записи о популярных мелодиях в Когурё. Большое значение для развития муз. культуры имела деятельность сановника Ван Санака (3–4 вв.), с именем к-рого связано создание комунго. Ему приписывают также свыше 100 мелодий. Чрезвычайно скудны данные о музыке в Пэкче. Известно только, что она впитала в себя элементы муз. культуры юж.-кор. племён хан и Китая. Более подробны сведения о муз. жизни Силла. В столице (совр. г. Кёнджу) устраивались концерты дворцового оркестра, включавшего до неск. сот инструментов. Распространение получили героико-эпич., дифирамбич., трудовые песни. Значительна была роль музыки в т-ре масок (тхальчхум) и придв. спектаклях хваранов (юношей из аристократич. семей). Массовые нар. танцы туре-нори исполнялись в сопровождении крестьянского оркестра. Осн. муз. инструментами были комунго, чоттэ, пипха. Силлаский музыкант и композитор Урык (6 в.) изобрёл каягым, хянпипха и нек-рые др. муз. инструменты, оказавшие существенное влияние на развитие кор. инстр. музыки. Кроме сюиты из 12 развёрнутых композиций (по месяцам года), ему приписываются ок. 100 мелодий. Он воспитал плеяду талантливых исполнителей на каягыме — Нимун, Кего, Чуджи, Мандок. В кон. 5 в. в Силла жил исполнитель на комунго, известный по прозвищу Пэккёль. Музыка 3-х кор. гос-в была широко известна в Китае и Японии. Напр., ещё в 3 в. военная музыка Пэкче оказала влияние на развитие япон. музыки; в 453 из Силла был отправлен в Японию оркестр в составе 80 чел.
После объединения страны под эгидой Силла (7 в.) наступает период утверждения феодализма, происходит формирование муз. культуры кор. народности. Возникает новая форма песенной поэзии на кор. яз. — хянга («песни родной стороны»). В более поздних записях дошли до нашего времени 25 произв. хянга, напоминающих народные (шаманские) заклинания, буддийские молитвословия и панегирики. Стандартная форма хянга включала 10 строк, чётко делившихся на 3 части (первые две пелись соло, заключит. часть исполнялась, вероятно, хором). Получила дальнейшее развитие инстр. музыка. Мелодии, исполнявшиеся на каягыме и комунго, тщательно собирались и классифицировались по жанрам. Очень популярными муз. инструментами в Силла были также чоттэ, пак и большой барабан тэго. Развитие музыки и танцев привело к созданию вокально-танц. ансамблей, состоявших из 3–4 музыкантов-аккомпаниаторов, 1–2 танцоров и неск. певцов. Выдающимся музыкантом этого времени был Ок По Го (7–8 вв.), автор 30 муз. пьес на комунго, в т. ч. таких, как «Южное море», «Осенний вечер». Игрой на комунго прославились его ученики Сок Мён Дык и Кви Гым. В период объединённого Силла на развитие К. м. влияние оказала музыка танского государства. В свою очередь К. м. пользовалась известностью за пределами страны — в Китае, Японии и Индии.
С созданием единого централизованного феодального гос-ва Корё (10–14 вв.) муз. культура переживает период подъёма. В 1114 К. м. обогатилась муз. инструментами, гл. обр. духовыми и струнными, присланными из Китая в подарок корёскому правителю. При дворе был организован большой ансамбль (216 чел.), к-рый во время ритуалов и празднеств исполнял на этих инструментах «изящную музыку». В придворной музыке развиваются жанры хянак, танак и аак. Наблюдается расцвет и танц. иск-ва. Наряду с ритуальными музыкой и танцами во время традиц. праздника фонарей (ёндынхве) и буддийского действа (пхальгванхве) был популярен жанр песенно-танц. пьес (камугык). В феодальной сословной иерархии к музыкантам и танцовщикам относились как к «презренному» люду. В период Корё музыканты и актёры объединялись в цеховые организации. В 13–14 вв. получила развитие новая форма кор. песенной поэзии — корё каё («песни Корё»), циклич. песни с рефреном. Сохранилось более 20 произв. лирич. содержания, в т. ч. «Тондон», «Касири», «Чхонсан пёльгок». Их творцами и исполнителями были танцовщицы — кисэн. В 1370 в Корее обновляется набор муз. инструментов, появляются образцы сунской и минской музыки. Известными исполнителями на комунго в этот период были Аян, на каягыме — Тэохян и Оккихян, на чоттэ — Мунтхак, на пипха — Ким Сон, на чанго — Соль Вон. В конце 14 в. из танцевальных пьес в масках развились своеобразные нар. представления сандэгык («пьесы у подножия гор»), в к-рых воедино были слиты нар. музыка, танцы, пантомима и занимательные рассказы. Но в последний период Корё из-за войн и междоусобиц музыка пришла в упадок.
С воцарением династии Ли (1392–1910) конфуцианство приобретает статус официальной идеологии, и развитие конфуцианской канонич. музыки становится постоянной заботой правящей элиты. При дворе создаётся Муз. палата (Акки тогам; с 1466 — Чанагвон). С периода правления просвещённого монарха Седжона (1418–50) начинается «золотой век» кор. культуры. Выдающийся вклад в развитие К. м. внёс в этот период Пак Ён. По повелению Седжона он привёл в порядок и усовершенствовал муз. инструменты (65 видов), собрал и классифицировал мелодии придв. и нар. музыки. В 1432 он создал своеобразную систему нотной записи, благодаря к-рой в Корее сохранились самые старые на Дальнем Востоке образцы музыки (корейской и китайской). Нотные записи помещены в «Летописи правления Седжона». В самой музыке происходит качественный скачок: вместо пентатонич. ряда Пак Ёном вводится хроматич. звукоряд из 12 тонов. Со всей страны собираются в столицу талантливые музыканты. Придв. оркестр духовых и струнных инструментов разрастается до 350 чел. В 1493 группой придворных учёных во главе с Сон Хёном была составлена кор. муз. энциклопедия «Акхак квебом» («Основы музыкознания») в 9 тт., в к-рой систематизированы все достижения К. м. В ней собраны сведения по теории кор. и кит. музыки, об устройстве муз. инструментов с классификацией их по жанрам придв. музыки, даётся описание кор. и кит. танцев, состава оркестра, их реквизита и др. Эта энциклопедия является осн. источником для изучения музыки ср.-век. Кореи. В 15–16 вв. в сольном исполнении были популярны как короткие гимны, представлявшие собой фрагменты из од и трёхстиший — сиджо, так и длинные эпические каса. В нач. 16 в. значит. развитие получает музыка, к-рую сочиняли танцовщицы — кисэн на основе нар. мелодий. В 17–18 вв. наблюдается небывалый расцвет нар. песенного творчества (разл. виды минё). Появляются певцы-профессионалы. В 18–19 вв. распространёнными жанрами были чапка, мелодии к-рой различались в зависимости от места их бытования («Сантхарён», «Пэттараги»), тальгори («песни времён года»), исполнявшиеся на нар. празднествах, и тхарён. Среди гор. дворян была популярна камерная музыка (чонак), её играли небольшие оркестры. Одним из виртуозов игры на каягыме был Ким Джан Джо, прославившийся за пределами Кореи. Во 2-й пол. 19 в. возникает новый жанр инстр. музыки — санджо.
В области муз.-драматич. иск-ва наивысшего расцвета достигает пхансори. В 18 в. были известны выдающиеся мастера исполнения пхансори: Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сан Дык. В их творчестве песенные элементы стали преобладать над речитативными. Эту тенденцию развили в 19 в. Ко Су Гвон, Mo Хын Гап, Сон Хын Нок и др. К сер. 19 в. была детально разработана система голосоведения, основанная на пентатонике, с характерным для неё стилем вокализации. Подлинно новаторским в истории пхансори было творчество Син Джэ Хё, основоположника кор. нац. оперы — чхангык. Он переложил на музыку произв. нар. повествоват. лит-ры («Сказание о Чхунхян», «Сказание о Сим Чхон» и др.), а также написал ряд муз. драм. Традиции Син Джэ Хё были продолжены в деятельности музыкантов Ли Наль Чхи и Ким Се Джона, а в кон. 19 — нач. 20 вв. муз. ансамбля «Хёмнюльса». В это же время в муз. культуру страны проникает европ. музыка. Проф. музыканты воспитываются в Сеульской консерватории (ранее Муз. палата); среди них известен Мун Джа Док. В нек-рых гор. школах вводятся уроки хорового пения, начинают изучаться основы совр. муз. грамоты.
Литература: Музыкальные инструменты Китая. Под ред. И. З. Алендера, М., 1958; Джарылгасинова Р. Ш., Древние когурёсцы, М., 1972; на кор. яз — Проблемы изучения музыкального наследства, Пхеньян, 1955; Ли Xе Гу, Исследование корейской музыки, Сеул, 1957; Eckardt A., Koreanische Musik, Lpz., 1930; Keh Сh. S., Die Koreanische Musik, Strassb., 1935; Boots J. L., Korean musical Instruments and an Introduction to Korean music, «Transactions of the Korea Branch of the R. Asiatic Society», v. 30, Seoul, 1940; Korea. Its Land, People and Culture of All Ages, Seoul, 1960.
Л. Р. Концевич
Начало 20 в. проходит в Корее под знаком борьбы с япон. захватчиками, оккупировавшими страну (1910), и вызванного этой борьбой роста нац. самосознания. Прогрессивные музыканты выступают страстными поборниками независимости, стремятся посвятить своё иск-во борьбе за освобождение народа. Они создают муз. произв. патриотич. содержания, основанные на нац. традициях прошлого. В 1927 был осн. Союз кор. музыкантов (в составе Кор. федерации пролет. иск-ва), имевший большое значение для развития прогрессивных традиций К. м. Однако в целом корейское муз. иск-во вплоть до окончания 2-й мировой войны 1939–1945 не имело возможности для быстрого и планомерного развития.
После освобождения страны от япон. оккупантов (1945) в Сев. Корее (с 1948 — КНДР) сложились условия для подъёма всех областей муз. культуры, получившей широкую поддержку гос-ва. Были заложены основы мн. муз. коллективов, учебных заведений, проф. объединений. В 1946 создан Союз муз. строительства Северной Кореи в составе Ассоциации деятелей литературы и искусства, переименованный вскоре в Союз музыкантов Северной Кореи, а позже преобразованный в Союз композиторов КНДР (1953). Печатный орган союза — журн. «Чосон ымак» («Кор. музыка», с 1953). Первым руководителем союза был композитор Ли Мён Сан. Строительство нового общества вызвало бурный рост муз. творчества народа, охвативший широкие массы трудящихся. Уже в 1947 в городах и сёлах Сев. Кореи насчитывалось ок. 6 тыс. самодеятельных муз. кружков. В 1949 в КНДР был проведён Нац. муз. конкурс с участием тысяч коллективов и солистов, начинает развиваться проф. муз. иск-во и готовятся нац. кадры музыкантов и певцов. Решением правительства (1947) создаются т-ры, в т. ч. Гос. художеств. т-р (ГХТ, 1948) и Гос. нар. художеств. т-р (ГНХТ, 1952) в Пхеньяне, ставившие муз. спектакли нац. репертуара, а также муз.-драматич. труппы во всех провинциях. ГХТ стал важнейшим центром распространения муз. культуры. В отличие от ГНХТ, ставившего преим. спектакли традиционного репертуара, ГХТ поставил задачу создания новых нац. опер и балетов на основе творч. изучения нац. муз. наследия и передовых достижений муз. иск-ва европ. социалистич. стран. В репертуар т-ра в первый период его деятельности вошли мн. новые оперы кор. композиторов, написанные преим. в жанре пхансори: «Сказание о Чхунхян», «Цветная туфелька», «Восемь фей Кымгансана» Ли Мён Сана, «Ондаль» Хван Хак Кына, «Чирисан» Ким Вон Гюна; балеты «Патриоты» Хам Хон Гына, «Жатва» Хан Си Хёна.
В период Отечественной освободит. войны (1950–1953) музыканты Кореи активно участвовали в отражении агрессии. Несмотря на трудные условия, т-р продолжал работать в Пхеньяне, давая спектакли в подземном зале горы Моранбон; здесь были пост. патриотич. произв. нац. авторов: муз. пьесы «У колодца» и «Соседние деревни» Ли Мён Сана, опера «Моя высота» Ли Гон У, балет «Во имя партии» Ким Ён Гю. С оркестром т-ра исполнялись патриотич. оратории «Река Ханган» Ли Гон У и кантата-симфония «К победе» Ли Джон Она. В конце 1952 была пост. героич. опера «Флотоводец Ли Сун Син» Пак Тон Силя и Чо Сан Сона. В творчестве кор. композиторов этого периода особенно большое распространение получает жанр патриотич. песни, в к-ром активно работают Ли Мён Сан, Ли Чхон Бэк, Ким Гиль Хак, Ю Джон Чхоль, Ким Хёк, Ким Вон Гюн и др. Бригады артистов и композиторов регулярно выступали среди воинов.
После установления перемирия (1953) в КНДР началась большая планомерная работа по восстановлению и развитию муз. культуры. К 1955 были построены новые совр. здания т-ра и концертного зала в Пхеньяне, а также т-ра в Хамхыне. Были созданы неск. концертных организаций в составе филармонии, Большого симф. оркестра, хора, солистов и Гос. оркестровой школы, в конце 1952 преобразованной в консерваторию. В 1953 проведён Всекорейский конкурс художеств. самодеятельности, в 1955 — большой фестиваль иск-в Пхеньяне.
В последующие годы ведущим остаётся Гос. художеств. т-р в Пхеньяне, обогативший свой репертуар новыми произв., в к-рых музыка играет более активную драматургич. роль. Среди лучших работ этого т-ра оперы: «Расскажи, тайга!» Ли Мён Сана и Син До Сона, «Кхончви и Пхатчви» («Золушка»), «Кёну и Чинне» Ли Мён Сана, «Испытания» Син До Сона, «Люди Сольгэколь» Мун Гн Ока, «Луна в горах Кымган сан» Хам Хон Гына. Значит. успехов добилась балетная студия, созданная в Пхеньяне в 1946 (с 1952 — Гос. балетная студия). Пост. балеты: «Мать Кореи», «Сказание о крепости Садосон» Чхве Ок Сама, «Под ясным солнцем» Чхве Ок Сама, Ли Сока, Ким Мун Сона и др.; из европ. балетов (при консультации сов. балетмейстеров) т-р пост.: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Щелкунчик»; «Отелло» Мачавариани. В 1960 было построено новое здание т-ра. Нац. оперы идут в сопровождении оркестра в составе 25–40 чел., в совр. операх участвует Большой симф. оркестр.
Важное место в культурной жизни занимает Пхеньянский симф. оркестр. Уже к нач. 60-х гг. оркестр расширил репертуар, добился значит. успехов благодаря пополнению квалифицированными музыкантами и помощи дирижёров социалистич. стран (в 1959 с оркестром работал сов. дирижёр К. П. Кондрашин). Среди др. коллективов пользуются известностью Ансамбль кор. нац. инструментов, Пхеньянский ансамбль песни и танца и активно выступающий Ансамбль песни и пляски Кор. Нар. армии, в составе к-рого большой хор. Среди известных солистов: певцы — Ким Ван У, Ю Ун Гён, Чо Ги Ун, Син Юн Гун; пианистка Пэк Ун Бок; скрипачи Пэк, Но Сан и др.; виртуоз на каягыме, певец и комп. Ан Ги Ок.
Творчество кор. композиторов сохраняет и развивает нац. традиции, а также использует передовые достижения реалистич. муз. культуры социалистич. стран. Союз композиторов КНДР, помимо создателей музыки, объединяет исполнителей, музыковедов, фольклористов. В союзе состоят композиторы разных поколений: начавшие творческую деятельность до освобождения — Ли Мён Сан, Ан Ги Ок, Ким Ок Сон, Ким Вон Гюн и др.; получившие известность после войны 1950-53- Юн Бок Ки, Ким Гиль Хак, Син До Сон, Ли Джон Он, Чхве Су Дон и др. Кор. композиторами создаются произв. разнообразных жанров — от камерно-инстр. пьес для нар. и европ. инструментов до опер, симфоний и ораторий. Наибольшей популярностью и распространением пользуются жанры кантаты и массовой песни, в к-рых успешно работают Mo Ён Иль (кантата «Песнь жизни»), Хан Си Хён, Пак Хан Гю, Чон Юль Сон, Пак Вон Чхоль. К числу ведущих композиторов КНДР принадлежат старейший мастер кор. музыки Ли Мён Сан (автор неск. опер, симф. картины «Снег идёт», хоров и инстр. пьес), Ким Ок Сон (кантата «Река Амноккан»), Мун Гён Ок («Героическая увертюра» для симф. орк., трио для флейты, кларнета и фп., циклы романсов); в области симф. музыки успешно выступают Чхве Гим Сок, Ким Ён Гю, Ким Ён Бэ, Син До Сон и др. В 60-е гг. получила распространение практика коллективного создания больших музыкально-хореографич. произв. группами композиторов, исполнителей и постановщиков (поэма «Наша славная родина», в создании к-рой принимало участие более 100 чел.). В 1971 было поставлено коллективное произв. — революц. опера «Море крови», посвященная периоду антияпонской вооружённой борьбы в 30-е гг.
Воспитание нац. проф. музыкантов осуществляется в Пхеньянской консерватории, где наряду с отделениями европ. и нац. музыки открыты кафедра нац. инструментов и классы по подготовке инстр. мастеров. При консерватории работают начальная школа и подготовительное отделение. Ведётся работа по собиранию и изучению фольклора, совершенствованию нац. инстр. музыки и танца. Изданы сб. либретто пхансори, теоретич. и историч. труды музыковедов Пак Тон Силя, Чо Сан Сона, Чо Уна, Ким Ги Гона и др. Создана широкая сеть муз. школ, музыка является обязательным общеобразоват. предметом. Проф. муз. образование опирается на массовость муз. культуры, широкое развитие самодеятельности. Самодеят. коллективы песни и танца имеются во мн. уч. заведениях и на предприятиях страны, в воинских частях. Популярны также нар. вок. ансамбли небольшого состава. В Южной Корее нац. музыка долгое время не получала возможности для развития. Мешало засилье амер. коммерч. развлекательной продукции, усиленно пропагандируемой по радио, телевидению и в концертах. Большинство муз. учреждений постоянно испытывает недостаток средств. После войны 1950–53 в Сеуле возникло 2 симф. оркестра, но вскоре один из них распался, а другой (оркестр радио в Сеуле) неоднократно прекращал выступления из-за отсутствия материальной базы. Финансовые трудности стали тормозом и в деятельности основанной в 1948 Оперной ассоциации (с 1957 — Сеульская оперная труппа), в репертуаре к-рой лишь зап.-европ. оперы (ставит спектакли нерегулярно в здании Сеульского муниципального т-ра). В Юж. Корее несколько учебных заведений, готовящих музыкантов, — Сеульская школа иск-в, музыкальные колледжи при 6 ун-тах. Для получения образования и совершенствования многие южнокор. музыканты стремятся выехать за границу, однако по возвращении не могут найти работы и нередко подвергаются преследованиям по политич. мотивам; в частности, в 1967 был осуждён на длительное тюремное заключение талантливый комп. Юн И Сан, совершенствовавшийся в Зап. Берлине.
В кон. 60-х гг. происходит возрождение традиций нац. К. м. Этому способствует деятельность Об-ва по изучению нац. музыки. В 1965 работало 5 симф. оркестров. Ведущие композиторы Юж. Кореи — Ким Се Хён, Ли Хын Ель, На Ун Ён, Чон Юн Джу, Ким Сун Э и др. В нач. 70-х гг. развивается хоровое иск-во (хор «Тэхан», хор. коллектив г. Сеула, женский хор «Пходо»). Прогрессивные композиторы и музыканты Юж. Кореи ведут активную борьбу за объединение родины.
Литература: Латов В., Искусство в свободной Корее, М., 1955; на кор. яз. — Корейская музыка после освобождения, Пхеньян, 1956; Lim W. S., Present Status of Musik in Korea, Wash., 1956.
М. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Корейский классический танец →