Магнификат

Магнификат (от первого слова латинского текста «Magnificat anima mea Dominum» — «Величит душа моя Господа») — хвалебная песня на текст слов девы Марии из Евангелия. В католич. церкви с давних пор составляет кульминац. пункт вечерни. Традиц. григорианская мелодия М. родственна мелодиям псалмов.

С 15 в. появляются ее многогол. обработки, в т. ч. трёхголосные, в фабурдонном складе (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа). В 16 в. и нач. 17 в. нередко многоголосно обрабатывались только чётные строфы текста, тогда как нечётные исполнялись в виде хорала (Я. Обрехт, Палестрина), реже — только нечётные. Традиц. мелодия в таких обработках использовалась как cantus firmus. M. вошёл и в протестантскую литургию — на лат. языке или в нем. переводе М. Лютера («Meine Seele erhebt den Herrn»). С кон. 16 в. создавались и т. н. «пародийные М.« — с cantus firmus из мадригалов или мотетов (О. Лассо, М. Преториус и др.). В протестантский М. включались в виде интермедий напевы лат. и нем. рождественских песен (магнификат И. С. Баха).

В 17 в. создавались М. для сольного, а также многохорного исполнения (К. Монтеверди, Г. Шюц). Крупнейшие композиторы обращались к жанру М. и в 18–19 вв. (В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон- Бартольди), M. создавались и в 20 в. (Р. Воан-Уильямс, Г. Каминский и др.). Особую разновидность составляют обработки М. для органа с использованием традиц. мелодии в качестве cantus firmus (Дж. Фрескобальди, С. Шейдт, И. С. Бах, И. Пахельбель). Песнопение с текстом М. в переводе на церк.-слав. язык входит в состав православной всенощной.

Литература: Illing С.-Н., Zur Technik der Magnificat-Komposition des 16. Jahrhunderts, Wolfenbuttel-В., 1936 (Kieler Beitrage zur Musikwissenschaft, H. 3); Meinhоlz J., Untersuchungen zur Magnificat-Komposition des 15. Jahrhunderts, Koln, 1956 (Diss.); Reese G., The polyphonic Magnificat of the Renaissance as a design in tonal centers, «JAMS», 1960, v. 13, No 1–3; Geck M., J. S. Bachs Magnificat und sein Traditionszusammenhang, «Musik und Kirche», 1961, Jahrg. 31; Gruber G., Beitrag zur Geschichte und Kompositionstechnik des Parodiemagnifikat in der 2. Halfte des 16. Jahrhunderts, Graz, 1964 (Diss.); Lerner E. R., The polyphonic magnificat in the 15-th Century Italy, «MQ», 1964, No 1.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Румынский балет Балет и танец
Венгерский балет Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Киевский распев Церковная музыка
Диалог музыкальный Термины и понятия
Венецианская школа музыки Течения в искусстве
Полиаккорд Теория музыки
Обращение аккорда Теория музыки
Меценат Термины и понятия
Зингшпиль Музыкальные жанры
Амфитеатр Термины и понятия
Банджо Музыкальные инструменты
Бонн музыкальный Национальные культуры

Реклама