Польский балет

Народные танцы у поляков зародились в далёкой древности (5-7 вв.). Музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых языческих обрядов (весенние хороводы, свадебные танцы, праздники урожая и др.). В средние века в Польше танц. сценки входили во мн. нар. игрища, а в 16 в. в интермедии, которые ставились при дворе в Кракове. С танц. фольклором связаны польские нар. танцы - полонез, мазур, оберек, краковяк. Сценич. танец в Польше начал формироваться в 1-й пол. 17 в. Первый балетный спектакль "Освобождение Руджера с острова Альцыны" был показан в 1628 в королевском дворце в Варшаве. В 1643 там же был открыт театр, в котором, кроме итал. и франц. опер, шли спектакли: "Балет Королевы" (1654), "Балет во время коронации короля Яна III" (1676). Постановщиками и исполнителями были итал. и франц. артисты, но танцевали в них и польские придворные. Иностранное влияние долгое время тормозило развитие П. б. В 18 в. аристократы обзаводились балетными труппами из дворцовой челяди. Танцу обучали французы, среди них был Ф. Леду, который основал в 1728 балетную школу (при дворе графа А. Тызенхауза). Ученики (из крестьян) образовали первую польскую труппу, существовавшую в 1785-94 при дворе Станислава Августа Понятовского. Леду и австриец Д. Курц пост. с этой труппой балеты Ж. Ж. Новера и первый нац. балет "Ванда - королева Польши" (1788). Ученики Леду выступали в оперно-драматич. "Театре Народовы" (открыт в Варшаве в 1765), здесь же начали работать первые польские балетм. Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский, Ю. Межиньская. В 1818 франц. балетм. Л. Тьерри сформировал постоянную балетную труппу при "Театре Народовы". Среди танцовщиц и танцовщиков были Межиньская, Л. Полихновская, О. Пальчевская и М. Грековский. М. Пион и Межиньская пост. балет, основанный на польском фольклоре, - "Свадьба в Ойцуве" на муз. Курпиньского и Дамсе (1823). В 1832-43 варшавский балет возглавлял француз Пион, поднявший уровень танц. техники и реформировавший школу, в которой готовились кадры для оперного "Театра Вельки" (Большого театра; открыт в Варшаве в 1833). В 19 в. балетом "Театра Вельки" руководили французы и итальянцы. Особенности польского хореографич. искусства накапливались и развивались под влиянием разл. направлений, распространённых в др. европ. странах. В 40-х гг. 19 в. на польскую сцену стали проникать романтич. балеты, чему способствовала деятельность Ф. Тальони, работавшего в "Театре Вельки" в 1843-53 (с перерывами) и сочинившего польский романтич. балет "Индийское утро" Я. Стефани (1844). Совм. с Тальони начинал творч. деятельность первый польский балетм. Р. Турчинович, который поставил в Варшаве "Жизель" (1848), "Эсмеральду" (1851), "Пахиту" (1854) и др., а также нац. балет "Окрестность под Кельце" Стефани (1846). Помимо Турчиновича и его жены К. Турчинович в эти годы были известны артисты: А. и К. Штраус, Т. Гвоздецкая, К. Вендт, М. Фрейтаг, К. Стефаньская, братья Александр и Антонин Тарновские и др. На развитие польского исполнит. искусства оказали влияние гастроли М. Тальони (1838, 1841, 1844) и К. Гризи (1853). К сер. 19 в. восходят связи польского и рус. балетов. В 1851 талантливый характерный танцовщик Ф. Кшесинский (Кшесиньский) приехал в Петербург с труппой польских артистов, где пост. "Свадьбу в Ойцуве" (под назв. "Крестьянская свадьба"). С 1853 Кшесинский поселился в России (его дети - Матильда, Юлия и Юзеф были солистами Петербург. балета). Во 2-й пол. 19 в. в П. б. продолжалось засилие иностр. балетмейстеров, в репертуаре преобладали их постановки. Польские композиторы редко обращались к нац. темам, за исключением дирижёра и комп. А. Зонненфельда, написавшего балет "Пан Твардовский" (1874, балетм. В. Калори). Первой польской прима-балериной была Х. Холевицкая, в балетах выступали М. Рогиньская, Я. Попель, А. Гиллерт, Л. Жондца, М. Купеша. Несмотря на появление сильных танцовщиков, политич., экономич. и социальные условия, в которых находилась Польша, мешали развитию отечеств. балетного искусства. Стремление к внешней эффектности, пышности оформления были характерны для постановок тех лет, спектакли оставались в репертуаре недолго.

Успехи польской балетной школы связаны с гастролями рус. артистов. В "Театре Вельки" выступали: Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легат, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и др. Л. И. Иванов пост. "Привал кавалерии" (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин пост. "Шопениану" и "Евнику" Щербачёва (1908). В России работали польские артисты: М. Рутковская, В. Гиллерт, Ф. Нижинский (его дети - Вацлав и Бронислава стали артистами рус. балета).

Первые попытки создать нац. балет были предприняты лишь после 1-й мировой войны 1914-18, когда Польша стала независимым государством. В 1917 при "Театре Вельки" балетм. П. Зайлих организовал новую балетную труппу. Он пост. балеты польских композиторов: "Пан Твардовский" (1921); "Байку" Роговского (1923), "Свитезянку" Моравского (1931) и др. Значит. место в его творчестве занимали возобн. и новые редакции старых ("Жизель", "Шопениана", "Коппелия", "Лебединое озеро", "Фея кукол", "Свадьба в Ойцуве" и др.) и новых балетов из репертуара антрепризы С. П. Дягилева ("Клеопатра", "Шехеразада", "Жар-птица", "Петрушка", "Дафнис и Хлоя"). Зайлих не был новатором, однако он сформировал репертуар широкий, хотя и эклектичный. Ни одна из его постановок не сохранилась в польском балетном театре, а "Пан Твардовский" имел позднее много др. редакций. Заслугой его было то, что он реорганизовал балетную школу при "Театре Вельки" и включил в её программу обучения общеобразовательные предметы. В 1919 в Познани при оперном театре была создана труппа с балетной школой, одним из руководителей которой был Статкевич, автор первой постановки балета "Харнаси" (1938). Небольшие балетные коллективы, выступавшие более или менее регулярно, начали работать также во Львове, Вильно и Катовице. В 1935-39 существовала труппа Польский балет Парнеля, созданная в Варшаве, но выступавшая в др. городах Польши и за рубежом. В репертуаре коллектива были только спектакли Ф. Парнеля, в которых большое место занимали мотивы польского фольклора, решённые как гротеск.

В 1937 была создана независимая труппа под назв. "Польский балет", в её организации принимали участие нац. композиторы, писатели и художники. Под рук. Б. Ф. Нижинской труппа выступала на Междунар. выставке в Париже, затем в Европе и США с польскими балетами: "Краковская сказка" Кондрацкого, "Концерт ми минор" на муз. Шопена, "Песнь о земле" Палестера и др. Ведущими артистами были О. Славская, Н. Юшкевич, З. Килиньский, Ч. Конарский. В 20-30-е гг. большое развитие получил свободный танец, близкий по стилю искусству А. Дункан, и экспрессивно-пластич. танец в стиле М. Вигман, гл. представителями которых были Я. Мечиньская (ученица Э. Жака-Далькроза, имевшая свою школу и коллектив в Варшаве), И. Прусицкая, Г. Гуляницкая и др.

Период между двумя мировыми войнами был сложным этапом в истории П. б. Его формированию мешали внутренние противоречия. Исполнит. искусство накапливало традиции главным образом в жанре характерного танца.

После 2-й мировой войны и фаш. оккупации 1939-45 в Польше не сохранилось ни одной балетной труппы. Возрождение балета началось с образованием Польской Народной Республики. Стали открываться оперные театры, при них формировались новые балетные труппы: в 1945 - в Познани, в том же году - в Бытоме, в 1946 - во Вроцлаве, в 1953 - в Гданьске. В 1965 после восстановления открылся "Театр Вельки" в Варшаве, в 1967 открыт вновь "Театр Вельки" в Лодзи. Небольшие труппы работали при муз. театрах Кракова (с 1954), Быдгоща (с 1956). В 1973 в Познани создан Польский театр танца под рук. К. Джевецкого. Восемь театров оперетты имеют также небольшие балетные труппы. В 1950-51 стали работать хореографич. средние школы в Варшаве, Познани, Бытоме, Гданьске, в 1952 они были реорганизованы в 9-летние(спец. и общеобразоват.). В 1975 открылась школа в Лодзи. В 60-х гг. началась учебная подготовка кадров польских педагогов. В 1963-64 в Варшаве начали работать 2-годичные курсы, где преподавали сов. педагоги. Мн. молодые польские артисты учились на педагогич. и балетмейстерском факультетах в Москве в ГИТИСе и Ленингр. консерватории. П. б. в послевоенном развитии прошёл три осн. этапа. В первые годы после войны труппы ограничивались выступлением в оперных спектаклях. До сер. 50-х гг. ставились преим. балеты, основанные на нар. танцах и сюжетах ("Харнаси", "Свадьба в Ойцуве", "Пан Твардовский"; "Свантевит" Перковского, "Калиостро в Варшаве" и "Золотая утка" Маклякевича). С ростом танц. техники в репертуар большинства театров входили балеты классич. наследия ("Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Коппелия", "Раймонда"), балеты сов. композиторов ("Красный мак", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Золушка"), а также новые многоактные балеты польских композиторов, использующих тематику и мотивы нац. истории, нар. преданий и легенд, лит. произв.: "Королевский шут" Кизеветтера, "Мазепа" Шелиговского, "Яхонтовая невеста" и "Песня о тоске" Свежиньского, "Король вихрей" Нововейского, "Есик в Остенде" Бацевич и др. С сер. 60-х гг. характерны поиски нового содержания и новой художеств. формы. Появляются одноактные балеты, часто создаваемые на симфонич. музыку и выражающие общечеловеческие идеалы, чувства, конфликты и стремления ("Четыре Эссеи" на муз. Бёрда, "Ожидание" Блёха, "Голый король" и "Скульптура мастера Петра" Твардовского, "Ниобея" и "Броненосец ?Потёмкин"" Луцюка и др.), а также бессюжетные балеты ("Вариации 4:4" Возняка, "Адажио для струнных инструментов и органа" на муз. Альбинони, "Соната для 2 фп. и ударных" и "Дивертисмент" на муз. Бартока, "Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского и др.). Были пост. также балеты "Весна священная", "Орфей", "Жар-птица", "Игра в карты", "История солдата". Репертуар пополнился произв. совр. сов. композиторов ("Каменный цветок", "Шурале", "Лауренсия", "Спартак", "Легенда о любви", "Гаянэ") и балетами классич. наследия ("Эсмеральда", "Дон Кихот"). К сер. 70-х гг. усилилась связь с зарубежным балетом, включались совр. постановки иностр. балетмейстеров. Создателями репертуара были представители трёх поколений польских балетмейстеров, старейшие из которых - Л. Вуйциковский и Ф. Парнель. Наряду с ними работали Я. Яжинувна-Собчак, Е. Каплиньский, М. Копиньский, С. Мищик, Э. Паплиньский, З. Патковский. Их преемники - В. Борковский, К. Джевецкий, В. Груца, Т. Куява, а также выпускники ГИТИСа - Е. Гогул и З. Корыцкий, воспитанники польских школ М. Бохенек, Г. Конвиньский, Е. Макаровский и др.

В Польше работали деятели сов. балета Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев, Н. Г. Конюс, А. М. Соболь, А. В. Чичинадзе, Е. Я. Чанга, А. Р. Томский, А. М. Меллер, балетмейстеры из др. стран - Э. Кёлер-Рихтер (ГДР), П. Шмок (ЧССР), Ф. Адре, А. Родригес (Великобритания), Ж. Лаззини, К. Йосс (ФРГ), Б. Кульберг (Швеция), Э. Вальтер и др. Ведущими солистами П. б. в первые годы после войны были артисты Б. Карчмаревич, О. Глинкувна, С. Покшивиньская, З. Килиньский, В. Борковский, Б. Битнерувна, О. Савицкая, М. Кшишковская, С. Шиманьский, К. Джевецкий; в сер. 70-х гг. - А. Бонюшко, Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Р. Юшкат, Э. Выциховская, М. Залейская, К. Вжосек, Я. Смолиньский, Е. Грачик и др.

С 1968 каждые два года в Лодзи проводятся фестивали - Лодзинские балетные встречи с участием зарубежных коллективов.

В довоенные годы ведущие балетоведы - С. Гловацкий и Я. Наумов-Островский, в сер. 70-х гг. в числе исследователей и критиков - Я. Пуделек, М. Драбецская, И. Турска, Б. Мамонтович-Лойек и П. Хыновский. С 1974 в Познани Польским театром танца издаётся (не периодич.) журнал "Танец", где печатаются статьи о балетном искусстве Польши и др. стран.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Свирель Музыкальные инструменты
Водевиль Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Волынка Музыкальные инструменты
Протестантский хорал Церковная музыка
Ревю Музыкальные жанры
Брно Города
Виолы Музыкальные инструменты
Политональность Термины и понятия
Опера-буффа Опера, вокал, пение
Автентическая каденция Термины и понятия
Тарелки Музыкальные инструменты

Реклама