Концертные залы — помещения, предназначенные для публичного исполнения муз. произв., соответствующим образом оборудованные и отвечающие определённым акустич. и архитектурным требованиям. Возникновение К. з. — закономерный результат историч. развития муз. культуры в кон. 17 — нач. 18 вв. Если в предшествующий период центрами исп. музыки были церкви, дворцы, придв. т-ры, аристократич. салоны, доступные лить для огранич. круга людей, то по мере развития бурж. общества конц. аудитория стала значительно расширяться, возникали конц. организации, устраивавшие регулярные выступления коллективов и солистов в помещениях купеч. и ремесленных гильдий, залах гостиниц и ресторанов, а также в помещениях оперных т-ров. Первый специализированный К. з. был построен в 1690 в Лондоне об-вом «Концерты вокальной и инструментальной музыки». На протяжении 18 в. К. з. возникали во Франции, Голландии, Германии и ряде др. стран Европы; в их постройке принимали участие фирмы, изд-ва, муз. об-ва и др. организации. Широкое распространение получило строительство К. з. в 19 в. как следствие общего процесса демократизации муз. жизни, а также возникновения больших постоянно действующих оркестров. Это привело к увеличению размеров и вместимости залов (до 1,5–2 тыс. чел.). Одновременно вырабатывались архитектурные и акустич. нормы, соответствовавшие строит. технике того периода.
В 20 в. продолжается интенсивное строительство К. з. Возводятся спец. помещения для камерных концертов, восстанавливаются и переоборудуются под К. з. старинные дворцы и замки, в ряде случаев в качестве К. з. используются церк. здания. Наряду с этим создаются большие К. з. (3 тыс. и более мест), где применяются новейшие достижения акустич. техники. Характерным становится переход от квадратной формы первых К. з. к прямоугольной или овальной, с эстрадой, чётко отделённой от зрит. рядов. В отд. случаях эстрада размещается в центре зала. Размеры совр. К. з. различны: камерные залы (до 500 мест) предназначаются гл. обр. для выступлений солистов, для сонатных вечеров и небольших инстр. и вок. ансамблей; большие залы (от 500 мест и более) — для выступлений симф. оркестров, хоров, песенных и хореографич. коллективов, а также ведущих солистов. Существуют также т.н. летние К. з., сооружаемые на открытом воздухе в виде амфитеатров с эстрадой-«раковиной» либо с местами для зрителей под лёгкой навесной крышей. Подобные залы строятся б. ч. в курортных местах и пригородных зонах крупных городов. Разнообразными К. з. обладают все совр. культурные центры мира. Большинство залов принадлежит филармониям, муз. об-вам, консерваториям, проф. объединениям. К лучшим заруб. К. з. относятся К. з. Об-ва друзей музыки (Вена), Дома искусств им. Сметаны (Прага), «Атенеум» (Бухарест), «Болгария» (София), «Фестивал-холл» и «Альберт-холл» (Лондон), «Линкольн-сентер», «Карнеги-холл» (Нью-Йорк), «Консертгебау» (Амстердам), Западноберлинской филармонии, «Гаво», «Плейель» (Париж), «Консертхусет» (Стокгольм) и др.
Первыми К. з. в России служили в 18 в. театр. залы, залы муз. клубов, учебных заведений (Смольного и Екатерининского ин-тов, Академии художеств в Петербурге, Моск. ун-та и др.), с 19 в. также помещения дворянских собраний Петербурга, Москвы и др. городов, где регулярно давались платные концерты. Во 2-й пол. 19 в. были построены большие К. з. при Петерб. и Моск. консерваториях, а позже и ряд спец. помещений в др. городах. После Великой Окт. социалистич. революции в К. з. были превращены помещения дворянских собраний (К. з. Ленингр. филармонии, Колонный зал Дома Союзов в Москве, зал Филармонии им. Н. В. Лысенко в Киеве и др.). Наряду со строительством новых К. з. спец. назначения (в Ереване, Таллине, Минске и др. городах) под К. з. переоборудуется ряд старых помещений, использовавшихся прежде в иных целях (Зал Энгельгардта — впоследствии Малый зал имени М. И. Глинки Ленингр. филармонии, Кремлёвский К. з. в Горьком, зал Домского собора в Риге и др.). Спец. К. з. существуют во всех столицах союзных республик и крупных культурных центрах. В 60 — нач. 70-х гг. получила распространение практика строительства т.н. комбинированных К. з., отличающихся повышенной вместимостью (от 3 до 6 тыс. чел.) и приспособленных как для концертов, так и для др. массовых мероприятий — конгрессов, театрализованных представлений, демонстраций кинофильмов (Кремлёвский Дворец съездов в Москве, киноконцертные залы «Октябрьский» в Ленинграде, «Октябрь» в Москве, «Украина» в Харькове и др.). Крупные К. з. сооружаются при больших гостиницах («Советская» в Москве и др.). К. з. в СССР имеют мн. уч. заведения, предприятия, обществ. организации (в т. ч. Всесоюзный дом композиторов в Москве), рабочие, сельские и студенческие дворцы и дома культуры, клубы. К. з. летнего типа построены в курортных городах — Сочи, Юрмала, Паланга и др. Наиболее крупные специализированные К. з. в СССР: Большой и Малый залы Моск. консерватории им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома союзов, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Государственный К. з. «Россия» в Москве, Большой и Малый залы Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Малый зал им. М. И. Глинки Ленингр. филармонии, К. з. Азербайджанской консерватории (Баку), К. з. «Эстония» (Эстонской гос. филармонии в Таллине), К. з. Грузинской гос. филармонии в Тбилиси, К. з. филармонии в Казани, К. з. органной и камерной музыки в Кутаиси, К. з. т-ра «Ванемуйне» в Тарту, К. з. Дворца культуры «Украина» в Киеве, К. з. Дворца им. В. И. Ленина в Алма-Ате и др.
Литература: Семенова И. Н., Ступель А. М., Малый зал имени М. И. Глинки; Андроников И. Л., Большой зал филармонии — одно из лучших мест на земле, обе в сб.: Ленинградская гос. ордена Трудового Красного Знамени филармония, М., 1972; Московская филармония (сост. Л. Григорьев, Я. Платек), М., 1973, с. 219–22.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это словосочетание вошло в обиход в начале XIX века, когда традиция публичного светского музицирования проникла в широкие демократические слои общества. В XVIII веке она существовала только в аристократических кругах, концерты проходили преимущественно в салонах, гостиных и придворных театрах. В XIX веке началось широкое строительство специальных крупнцх помещений.
Настоящий концертный зал — это целый комплекс помещений, которые делятся на три группы, соответственно тем людям, которые в нем бывают: зрители, артисты и те, кто обслуживает тех и других. Для зрителей предусмотрены вестибюль, билетные кассы, гардероб, буфет, фойе и, наконец, сам зрительный зал, в котором кроме партера могут быть ложи, галереи, балконы.
Для артистов кроме гардероба и буфета нужны артистические, где можно побыть непосредственно перед выходом на сцену; уборные, где можно переодеться, загримироваться; репетиционные помещения, где можно репетировать, разыгрываться и распеваться. Нужно артистам и помещение для отдыха. Они ведь приходят не только вечером на концерт, но и каждое утро на репетиции, иногда многочасовые. И наконец, сцена.
Не менее значительны и служебные помещения. Где- то должны храниться инструменты, пульты, котурны (подставки для хористов). Должна быть мастерская для ремонта инструментов. Где-то должны размещаться уборщицы со своими пылесосами и ведрами. Требуется помещение и для дирекции-администрации. Ведь организация концерта — дело чрезвычайно хлопотное и трудоемкое. Нужно договориться с артистами, обеспечить приезжих музыкантов билетами, транспортом, жильем, подготовить и напечатать афиши, программки, плакаты, аннотации; если что-то не складывается, кто-то заболел, необходимо оперативно искать замену.
Концертные залы не всегда строятся заново. Сейчас часто используют помещения церквей и соборов, приспосабливают залы в старинных дворцах и особняках.
К лучшим концертным залам мира относятся «Альберт-холл» в Лондоне, «Плейель» в Париже, «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, «Гевандхауз» в Лейпциге, Большой зал Петербургской филармонии, Большой зал Московской консерватории и др.
М. Г. Рыцарева