Опера Антонио Чести «Оронтея»

Композитор
Год создания
1649
Жанр
Страна
Италия

«Оронтея» (итал. Orontea) — опера Антонио Чести; Венеция 1649, в изменённом виде — Инсбрук 1656, либретто Джачинто Андреа Чиконини под редакцией Филиппо Аполлони.

Опера итальянского композитора Антонио Чести «Оронтея» разделила судьбу многих опер эпохи барокко: весьма популярная при жизни создателя, она была надолго забыта после его смерти. Впрочем, и сейчас она ставится не так уж часто, и увидеть ее на сцене — редкая удача, однако отдельные арии из нее охотно включают в репертуар многие исполнители.

Действие «Оронтеи» разворачивается в Египте — что, разумеется, не имеет отношения к Египту реальному. Произведение открывается традиционным для своего времени прологом, в котором разворачивается диспут между двумя аллегорическими персонажами — Любовью и Философией, которые спорят, кто из них обладает большей властью над родом человеческим. Предметом спора становится египетская царица Оронтея: Любовь утверждает, что сумеет зажечь в ее сердце пламенное чувство, Философия же убеждена, что на выбор королевы повлияют аргументы ее наставника и советника — философа Креонте. Пролог построен на речитативе, время от времени прерываемом пассажами. Ему придает особую цельность пятикратное проведение ритурнеля.

Оронтея — королева Египта — считает себя неспособной к любви. Всех претендентов на ее руку и сердце она отвергает. Креонте упрекает правительницу за это: ведь интересы государства требуют, чтобы она избрала себе супруга! Появляется слуга Тибрино с мечом в руках. Он рассказывает, как только что спас от грабителей женщину по имени Аристея и ее сына — художника Алидоро. А вот и сам Алидоро. Юноша рассказывает, как ему пришлось бежать из владений Арнеи — королевы Финикии. Вопреки тому, что Оронтея только что говорила о своей неспособности любить, в ее сердце зарождается чувство к Алидоро. Тем временем молодой придворный по имени Кориндо влюблен в Силандру — фрейлину королевы. Он рассказывает о своих чувствах шуту Джелоне. Однако Силандра, увидев Алидоро, влюбляется в него с первого взгляда. Последующая ария Джелоне, развлекающего публику своей веселой «философией», подчеркивает легкий, комедийный характер оперы. Да и в целом первый акт построен преимущественно на ариях — речитатив используется в нем в меньшей степени.

Второй акт открывается прекрасной арией Оронтеи, в которой королева говорит о своей любви к Алидоро. В дальнейшем развитии действия арии чередуются с речитативами, что как нельзя лучше соответствует бурным событиям разворачивающимся во втором акте. При дворе Оронтеи появляется рабыня Джиачинта, переодетая в мужскую одежду и скрывающаяся под именем Исмеро. Она подослана королевой Финикии, чтобы убить Алидоро, но коварный план разоблачен. Оронтея с трудом сдерживает себя, чтобы не убить Исмеро собственноручно — и Креонте догадывается, что она влюблена в Алидоро. Он упрекает королеву в том, что она полюбила простого человека. Тем временем Силандра отвергает любовь Кориндо, сообщая ему о своей любви к Алидоро. Тот пишет ее портрет, вызывая тем самым ревность Оронтеи. Потрясенный вспышкой ревности королевы, художник лишается сознания. Оронтея раскаивается в своем поведении, оставляет ему записку вместе со своей короной и удаляется. Очнувшийся Алидоро обнаруживает оставленную ею корону и читает записку, в которой Оронтея признается, что любит Алидоро и хотела бы сделать его своим супругом и королем Египта.

В третьем акте меньше арий, чем в двух предыдущих — преобладают речитативы, подчеркивая стремительное развитие событий, устремляющееся к развязке. Силандра преследует Алидоро, пытаясь добиться от него взаимности, но усилия тщетны: художник отвергает ее любовь. В последующей комической сцене Тибрино и Джелоне обсуждают распространившиеся в городе слухи о любви королевы к художнику. Беспокоится об этом и Креонте — он уговаривает Оронтею отвергнуть любовь Алидоро, ведь это противоречит государственным интересам. Тем временем у Алидоро обнаруживают королевский медальон и обвиняют художника в краже. Но Аристея объясняет, что молодой человек владеет этим медальоном по праву: его настоящее имя — Флоридано, он не кто иной, как пропавший сын короля Финикии. В младенчестве он был похищен пиратами во главе с мужем Аристеи, и она его вырастила и воспитала как родного сына. Теперь, когда высокое происхождение Алидоро/Флоридано раскрыто, нет никаких препятствий для его брака с Оронтеей — к величайшему счастью королевы.

Когда-то произведение считалось оперным дебютом автора. Позднее было установлено, что «Оронтея», поставленная в Венеции в 1649 году, была написана на то же либретто, но другим композитором — Франческо Лючио, а его партитура была утрачена и в наши дни так и не была обнаружена. Правда, Антонио Чести всё-таки имел некоторое отношение к той «Оронтее»: он исполнял роль Алидоро. Что же касается «Оронтеи», написанной Чести, первая ее постановка состоялась позднее — в 1656 году. Антонио Чести в то время служил в Инсбруке, при дворе герцога Фердинанда. В своей опере композитор тоже появился на сцене в образе Алидоро. «Оронтея» имела успех и стала одной из самых популярных опер своего времени, оставаясь таковой и при жизни Антонио Чести, и на протяжении трех десятилетий после кончины композитора.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама