Cello Sonata (d-moll), Op. 40
Сочинения Дмитрия Шостаковича занимают значительное место в репертуаре виолончелистов: композитором созданы два концерта с оркестром, впервые сыгранные Мстиславом Ростроповичем, экспрессивные монологи в Четырнадцатой и в Пятнадцатой симфониях, значительные партии в камерных ансамблях. Первым опытом обращения Шостаковича к этому инструменту стала соната для виолончели и фортепиано, посвященная талантливому виолончелисту Виктору Кубацкому, ученику Анатолия Брандукова.
В связи с Виолончельной сонатой сам Шостакович говорил о поисках чистоты языка и простоты выражения. В ней действительно видна тенденция к отказу от футуристических черт более ранних работ. Шостакович обращается к классическим формам (вплоть до повторения экспозиции первой части — обычной черты сонатной формы венских классиков); в интонационном строе сонаты сильно диатоническое начало. Неожиданно резким контрастом в первой части звучит кода — продолжительное Largo на материале главной партии. Во второй части, скерцо, ярко проявляется типический для Шостаковича гротескный юмор (характерна остроумная игра флажолетами), третья наполнена медитативной экспрессией. Финал — ироническое рондо в характере «вечного движения», требующее виртуозного мастерства от обоих музыкантов.
Единственная соната Шостаковича для виолончели и фортепиано была начата им 14 августа и закончена 19 сентября 1934 года. Этот год ознаменовался для композитора премьерой оперы «Леди Макбет Мценского уезда» сразу в трех городах – Ленинграде, Москве и Братиславе. Тем временем в творчестве Шостаковича наметился резкий поворот: он отошел от музыкальных театров, заявив на страницах «Красной газеты»: «Большой прорыв у меня в области камерной и концертно-эстрадной музыки…»
От композиторов настоятельно требовали простоты и доступности, и Шостакович искал простоты без «упрощенчества» и ясности без обязательного «благозвучия». Виолончельная соната считается самым романтическим его сочинением, вероятно, благодаря прекрасной побочной теме первой части и скерцо в манере Антона Брукнера. Однако романтические порывы не приносят с собой вихрей нот, господствуют скупость и осмотрительность. Тревожные пиццикато в конце первой части намекают, что герой сонаты всегда настороже и далек от того, чтобы кинуться в море эмоций.
Соната посвящена Виктору Львовичу Кубацкому, который отредактировал партию виолончели и 25 декабря 1934 года впервые исполнил сонату в ансамбле с автором в Малом зале Ленинградской филармонии.