Антонио Чести

Дата рождения
1623
Дата смерти
14.10.1669
Профессия
Страна
Италия

Марк Антонио (наст. имя — Пьетро) Чести (итал. Antonio Cesti; крещён 5 августа 1623 – 14 октября 1669, Флоренция) — итальянский композитор, певец и капельмейстер.

С детства пел в церквах (с 1633 в соборе, в 1635–37 в церкви Пьеве ди Санта-Мария в Ареццо). В 1637 вступил в орден францисканцев (под именем брата Антонио). С 1645 был церковным капельмейстером в Вольтерре. Первые его оперы поставлены в Венеции — «Оронтея» (1649) и «Влюблённый Цезарь» (1651). С конца 1652 находился на службе у эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке. В эти годы оперы Чести, из которых наибольший успех имела «Дори» (1661), исполнялись в Инсбруке, Флоренции, Венеции.

Оперы и другие сочинения, созданные для двора Козимо Медичи, принесли Чести широкую известность в Италии и за её пределами, в частности в Вене: с 1666 Чести — «почётный капельмейстер» императора Леопольда I. Для празднования свадьбы Леопольда с Маргаритой Испанской Чести написал оперу «Золотое яблоко», постановка которой была осуществлена в 1667 в новом театральном здании в Вене, в роскошных барочных декорациях Л. Бурначини. Последующие оперы Чести ставились в Вене и Венеции. К концу жизни композитор вернулся в Италию.

Чести — один из крупнейших оперных композиторов 17 в. Представитель венецианской школы, он способствовал распространению её достижений как в Италии, так и в других странах. Чести обычно причисляют к создателям особого вида оперного спектакля — пышного придворного зрелища, но таковой была лишь его опера «Золотое яблоко», да и то главным образом благодаря панегирическому истолкованию мифологического сюжета и помпезной постановке (об этом свидетельствуют сохранившиеся гравюры Бурначини, воспроизводящие его декорации к спектаклю). Музыка же Чести в «Золотом яблоке» и в «Дори» прежде всего лирична, изобразительна. Мелодичная, она не лишена черт танцевальности.

У Чести уже складываются законченные оперные формы, но они ещё не достигают большой широты и того виртуозного блеска, который характерен для произведений композиторов неаполитанской оперной школы. Будучи представителем венецианской школы после Клаудио Монтеверди, Чести в то же время развивал некоторые традиции римской школы, ряд образцов которой, несомненно, был ему известен.

T. H. Соловьёва


Сочинения

Оперы:

Оронтея (1649, т-р «Санти-Апостоли», Венеция)
• Александр, победивший сам себя (Alessandro vincitor di se stesso, 1651, Венеция, с добавлениями M. Бигонджари — 1654, Лукка)
• Влюблённый Цезарь (Il Cesare amante, 1651, т-р «Санти-Джованни э Паоло», Венеция)
• Арджиа (1655, Инсбрук)
• Дори, или Верная раба (La Dori overo La schiava fedele, 1661, т-р «Деи Сордженти», Флоренция)
• Великодушие Александра (La Magnanimità d’Alessandro, 1662, Инсбрук)
• Тит (1666, т-р «Санти-Джованни э Паоло», Венеция)
• Празднества Нептуна и Флоры (Nettunno e Flora festeggianti, 1666, Вена)
Золотое яблоко (Il pomo d’oro, 1667, там же)
• Семирамида, или Счастливая раба (Semiramide ossia La schiava fortunato, 1667, там же)
• Немилость амура (Le disgrazie d’amore, 1667, там же)
• Джиакоста (1677, там же)

7 мотетов для 1–4 голосов, 55 кантат и др.

реклама

вам может быть интересно

Карл Шурихт Дирижёры

Произведения

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама