Marche écossaise sur un thème populaire, L. 77
Для фортепиано в четыре руки
«Шотландский марш» на народную тему для фортепиано в четыре руки (1891), написанный по заказу и первоначально имевший программно-исторический комментарий,— произведение суховатое и довольно формальное, но с некоторыми любопытными особенностями.
Так, во вступлении целотонные ходы терций свидетельствуют вновь о внимании молодого Клода Дебюсси к целотонности, для которой он пока не находит ясной изобразительной функции. В начале фа-мажорной части Марша мягкие синкопированные квинтсекстаккорды в басу, создающие звукоритмический фон, могут в какой-то мере рассматриваться как прототипы фона из средней части ноктюрна «Празднества». Да и в других элементах «Шотландского марша» (например, в бойких скерцозных триолях второй его половины) можно, при достаточном внимании, уловить какие-то предвестники «Празднеств», хотя и смутные.
Ю. Кремлев
Фортепианное творчество Дебюсси →