Frauenliebe und -leben, Oр. 42
Вокальный цикл
Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» написан в том же счастливом для Роберта Шумана «песенном» 1840 году, что и «Любовь поэта». На этот раз композитор обратился к стихам Адальберта фон Шамиссо – немецкого поэта французского происхождения, который, по его собственным словам, в Париже чувствовал себя немцем. Стихи его были весьма популярны в XIX веке – это давало поэту право утверждать, что его песни поет народ.
Оба вокальных цикла Шумана – и «Любовь поэта», и «Любовь и жизнь женщины» – посвящены любви, но тема эта раскрывается по-разному, и не только потому, что в первом случае герой – мужчина, а во втором – женщина. Разумеется, это далеко не первый случай воспевания женщины в искусстве, но, как правило, предметом художественного отображения становится жертвенность женской любви, проявляемая в исключительных обстоятельствах – здесь же композитор «заглядывает в душу» женщины, в чьей жизни ничего особенного не происходит. Она даже не переживает драму отвергнутой любви (в отличие от героя «Любви поэта») – это самая обычная счастливая женская судьба: влюбленность, брак, материнство, а финал при всей его трагичности (смерть горячо любимого супруга) все-таки находится в рамках естественного положения вещей.
Мир, предстающий в «Любви и жизни женщины» – это мир повседневности, но чувства героини не становятся от этого менее поэтичными. Воспевание счастливой повседневности определили особенности этого цикла: он сравнительно краток – состоит всего из восьми песен, которые выстроены в единую линию развития, без поворотных моментов действия. При этом композитор не забывает, что изображает именно женщину, которая ему – как любому мужчине – представлялась существом непредсказуемым: в гармонии довольно часто встречаются прерванные обороты. Впрочем, своеобразным «прерванным оборотом» (уже на уровне драматургии) выглядит завершение цикла, когда после семи светлых песен появляется скорбная восьмая. Передана в цикле и загадочность женкой души: песни изначально кажутся простыми, но по мере их развития возникают альтерированные аккорды, органные пункты и прочие более сложные детали.
В первой песне – «Взор его при встрече» – героиня предстает робкой и застенчивой юной девушкой, чья невинность подчеркнута предельной гармонической простотой фортепианного вступления (тоника – субдоминанта – доминанта – тоника), но постепенно расширяющийся диапазон вокальной мелодии, альтерированные аккорды передают ее томление в ожидании любви.
Вторая песня – «Он прекрасней всех на свете» – звучит ярким контрастом: героиня познает любовь. Этот эмоциональный «взрыв» подчеркнут целым комплексом средств: более сложная форма (в первом номере – куплетная, здесь – рондо с кодой), гимнический характер мелодии, группетто, передающие эмоциональный подъем, богатая фортепианная фактура, в которой слышатся даже оркестровые краски. Весьма выразительный штрих – фортепиано, «перехватывающее» мелодию у голоса: восторг любви достигает такой степени, что слов не хватает.
Целая гамма чувств предстает в третьем номере – «Не знаю, верить ли счастью»: тут и радость, и волнение, и страдание. Это состояние передано декламационной мелодией, хроматизмами, форшлагами, усложненной гармонией с альтерированными аккордами и модуляциями.
Четвертый номер – «Колечко золотое» – вновь радость, но не «бьющая через край», как во второй песне, а очень серьезная и даже торжественная. Здесь вновь использована форма рондо. Мелодия, по жанровым признакам перекликающаяся с колыбельной, кажется умиротворенной, но в нее органично включаются фанфарные интонации.
Непосредственным продолжением четвертой песни представляется пятая, повествующая о скорой свадьбе – «Милые сестры, сбудется скоро». Форма этой песни сочетает черты куплетности и трехчастности. Оттенок танцевальности напоминает об атмосфере праздничной суеты, но мелодия исключительно задушевна.
Шестая песня – «Милый друг, смущен ты» – утонченный лирический монолог. Героиня предстает в ожидании материнства. Мелодия декламационного склада развертывается в трехчастной форме, а в фортепианной партии сменяется возбужденной ритмической пульсацией.
В седьмой песне – «Нежно прильни ты к сердцу скорей» – мы последний раз увидим героиню счастливой. Мелодические фразы становятся все более короткими, создавая впечатление речи, «захлебывающейся» от восторга. В гармонии преобладают автентические обороты, а вот прерванных оборотов здесь нет – это единственная песня в цикле, где они отсутствуют (женская сущность проявила себя во всей полноте – в материнстве).
После этой полноты счастья неожиданно наступает трагический поворот – «Ты первый раз наносишь мне удар». Контрастность этой песни с предыдущей подчеркнута и соотношением тональностей (ре-мажор – ре-минор). Широкое использование уменьшенного септаккорда делает этот скорбный монолог особенно щемящим. В фортепианной постлюдии – как воспоминание о былом счастье – возникает мелодия из первой песни.
История создания
1840 год был знаменательным в жизни Шумана. Завершилась многолетняя «борьба за Клару», дочь крупнейшего лейпцигского педагога Фридриха Вика, у которого Шуман жил, беря уроки фортепиано. Будучи моложе Шумана на 9 лет, Клара была уже известна как выдающаяся пианистка, но отец всеми силами противился ее стремлению соединить свою судьбу с Шуманом. И хотя во второй половине 30-х годов Шуман создает множество оригинальных фортепианных сочинений, публикует статьи в основанном им «Новом музыкальном журнале», Вик отказывает ему от дома и на протяжении 5 лет всячески чернит в глазах дочери.
Последняя попытка Шумана получить согласие Вика на брак завершается обращением влюбленных в суд. Судебное разбирательство продолжается больше года и изобилует крайне неприятными эпизодами, так что за Шумана вынуждена вступиться общественность. Лишь через 13 месяцев суд выносит решение в пользу Шумана, и 12 сентября 1840 года влюбленные венчаются. Этот счастливый поворот в жизни Шумана рождает бурный прилив творческих сил, прежде всего в вокальном жанре, ранее почти не привлекавшем композитора. За 1840 год им написано более 130 песен, в том числе лучшие вокальные циклы. Среди них «Любовь и жизнь женщины» на стихи Шамиссо, посвященный Освальду Лоренцу, органисту и учителю пения, дважды исполнявшему вместо Шумана обязанности редактора «Нового музыкального журнала».
Адальберт фон Шамиссо (1781—1838), немецкий поэт-романтик и ученый, был лотарингским графом, сыном французского эмигранта, бежавшего от революции. Паж прусской королевы, окончив военное училище, он стал прусским офицером. Когда родители вернулись во Францию, 20-летний Шамиссо остался в Германии и занялся литературой, а приехав несколько лет спустя в столицу Франции, по собственным словам, «нигде не чувствовал себя до такой степени немцем, как в Париже». В 1812 году Шамиссо окончательно связал судьбу с Германией, которая стала его второй родиной. Кстати, он сам выбрал себе немецкое имя вместо французских Луи Шарль Аделаида, данных ему при рождении. Шамиссо становится студентом Берлинского университета, где увлекается ботаникой, в 1815 году отправляется в 3-летнее кругосветное путешествие с русской научной экспедицией на корабле «Рюрик» и с 20-х годов до смерти работает в качестве ботаника в различных учреждениях. Тогда же он пишет свои лучшие стихотворения и поэмы, в том числе «Бестужев», издает «Немецкий альманах муз», где печатает Гейне, занимается переводами. Стихи Шамиссо приобретают широкую популярность («народ поет мои песни», — утверждает он), особенно любовные и посвященные жизни семьи, поэтизирующие будни. К ним относится и цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), рассказьшающий незамысловатую историю о первой встрече, обручении, свадьбе, рождении ребенка и смерти мужа героини.
Музыка
«Любовь и жизнь женщины» — цикл, состоящий из 8 песен, в которых господствуют светлые чувства; вместо обычного для романтиков конфликта с окружающими людьми и миром — радостное приятие их. Это мало характерное для Шумана содержание получило и более простое, чем в других его песнях, воплощение. Здесь меньше внимания к слову, декламации, преобладают напевные простодушные мелодии с обилием повторов, куплетные или трехчастные формы.
№2, «Он прекрасней всех на свете», пленяет энергичной, восторженной мелодией, развиваемой в вокальной и фортепианной партиях. Задушевная многократно повторяющаяся мелодия присуща №4, «Колечко золотое». №6, «Милый друг, смущен ты», выделяется декламационным складом. №7, «Нежно прильни ты к сердцу скорей», — самая радостная песня в цикле, с все более ускоряющимися краткими фразами, словно захлебывающимися от восторга. И тем резче контраст с финалом, №8, «Ты в первый раз наносишь мне удар», — единственной трагической песней цикла, где радостям любви и материнства противостоит смерть. Это монолог, сжатый по форме и сдержанный по выражению чувств. Заканчивается цикл светло: в большой фортепианной постлюдии повторяется куплет №1, «Взор его при встрече», — воспоминание о начале любви, которая побеждает отчаяние.
А. Кенигсберг